Дон многонациональный: воспитание музыкой

Поклон-после-премьеры

Поклон исполнителей "Донской музыкальной интерсказки" после премьеры

Рассказывать о традициях и обычаях народов, проживающих в донской столице, можно по-разному — главное, чтобы это было и эмоционально, и познавательно. Ростовский композитор Михаил Фуксман выбрал язык музыки и сочинил «Донскую музыкальную интерсказку», премьера которой прошла на сцене Ростовской областной филармонии.

Михаил-Фуксман

Rомпозитор Михаил Фуксман на музыкальном имитаторе может воспроизвести звучание не только любого инструмента, но и хора голосов.

Кактусяне и ростовчане

Сюжет сказки немудрен: Степаноид, пришелец из галактики, которая называет себя Лысый Кактус (кукла в ярких блестках в руках у актрисы), желает узнать, как живут люди на планете Земля, куда он попал. Ему объясняют, что попал он не куда-нибудь, а в город под названием Ростов-на-Дону, где и живут в мире и дружбе представители многих народов. И тут начинается музыкальное представление, а заодно и знакомство с разными музыкальными инструментами этих самых народов. Кстати, отвечая на вопрос: «Не по утверждению ли Михаила Ивановича Глинки — музыку создает народ, а мы, художники, ее аранжируем — привлечены мелодии?» композитор ответил, что все мелодии — авторские. Кстати, звучали они более чем современно, хотя поначалу казалось, что вызваны они на сцену из глубины веков.

От бузуки до рушника

Даже если бы не проплывали на заднике сцены панорамы речных просторов, можно было понять, что первой оказалась казачья песня, которая только и могла родиться на вольном Дону — столь раздольно и плавно, словно течение великой русской реки, звучала мелодия, пришедшая по утверждению рассказчиков, из туманного летнего утра.

А далее шел рассказ о джазе. В Ростове джаз с легкой руки маэстро Кима Назаретова, музыканта с армянскими корнями, стал почти религией. А по воле Михаила Фуксмана на джем-сейшн в Донской музыкальной интерсказке собрались… еврейские музыканты из Одессы (она, как известно, город-побратим Ростова) со своими струнными инструментами и ростовские джазмены с инструментами духовыми. Так и получился в итоге ростовско-еврейский джаз со взаимным влиянием музыкальных традиций.

На вопрос «что такое бузуки?» у ребят-зрителей сказки ответа не было. Вот и появилось на заднике изображение греческих музыкантов с этими струнными инструментами — звонкими и певучими. И полетела в зал прекрасная тягучая мелодия, воспроизведенная на клавишном имитаторе, так созвучная представлению о прекрасной Греции, колыбели европейской цивилизации.

А вот и цыганская песня подоспела. Цыганский народ где только не кочевал — в том числе и по донским степям. И вот взлетели в воздух яркие шали, зашелестели цветастые юбки: на сцене — цыганки из табора, а в зале им подтанцовывают ребята, которым сдерживать эмоции никто не предлагал.

Грузинскому многоголосию также нашлось место в музыкальной сказке. И армянскому эпосу с рассказом о братьях-богатырях — тоже, и кавказской лезгинке, в которой руки джигита-воина взлетали как крылья гордой птицы. А уж какой лиричной оказалась песня украинцев с рассказом о вышивании рушников да о капустняке с салом и пампушками! А завершилась сказка прощанием с зимой, то есть, мелодиями разудалой русской Масленицы.

Интертанцеонал

Так значит можно писать детям сложно, современно и разнообразно? «Нужно! — уверен Михаил Фуксман. — Жадное восприятие ребёнка захватит предложенное и уложит в памяти». Композитор знает, о чем говорит: в свое время он написал музыку для 15 спектаклей Ростовского государственного театра кукол, так что он в курсе, что такое музыка для детей. Им надо предлагать не только то, что они знают и понимают, считает Михаил Адольфович, а то, что они уже готовы воспринять. То есть, «одежку на вырост».

— Интернациональная тема у меня уже была: так, написана для скрипки и оркестра русских народных инструментов пьеса под названием «Интертанцеонал». Есть и вокализы с еврейскими, армянскими, китайскими мотивами. То есть, у меня есть тяга смешивать в музыке мотивы разных культур, не слишком заботясь о том, насколько точно я воспроизвожу каждый из них. Так они слились и в этой сказке.

Даже среди исполнителей сказки из объединения «Классик-концерт» оказался настоящий интернационал фамилий — Наталья Соболева, Надежда Карапетян, Вячеслав Марченко, Игорь Харитонов и другие.