В МСИИДе откроется выставка художника, к творчеству которого нельзя подходить с азбучными истинами

Николай Константинов-min

Николай Константинов. Фото — Михаил Малышев

2 июля в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской в Ростове-на-Дону начнет работу персональная выставка художника Николая Константинова, созданная к 60-летию со дня его рождения. Познакомиться с экспозицией можно до 18 июля.

Чтобы понять, что это был за человек, какова была его творческая жизнь, приведем отрывок из статьи искусствоведа Галины Коробовой:

— …. Художник — существо свободное, и как только мы захотим, чтобы он жил по нашим рассудочным меркам, ему проще прикинуться сумасшедшим (как заметил великий писатель), но настоять на своём….

… Когда в доме-мастерской Константинов показывал свои картины, то неистово экспрессивные, мрачные, то просветленные, на которых не было никакого конкретного изображения, просто цветовые пятна, через которые выплёскивалось одухотворённое, чистое сознание и с кассеты звучала неистовая, им сочинённая музыка, я вдруг поняла, что он — Герой.

Понимание искусства и художника происходит не умом, не глазами и даже не сердцем, а на каком-то биологическом уровне, уровне подсознания, энергетике духа. Почему так не адаптировано наше обывательское сознание к искусству ХХ века? Да потому, что к нему нельзя подходить с азбучными критериями. Надо быть включённым в это энергетическое поле, надо быть посвящённым. Художники ХХ века (новаторы), как первые христиане в языческом Риме, которые, чтобы выразить на стенах катакомб свою новую веру, придумывали символы, тайные коды, понятные только им.

О «культурных нормах и опасных вольностях» художников ХХ века много написано. Всё это имеет прямое отношение к жизни и творчеству Константинова. Он плоть от плоти художник своего времени и вся его художническая жизнь — это «житие» со всеми его атрибутами: одиночеством, верой, бесами, ангелами, алкоголем.

Он учился в Ростовском художественном училище им. Б. М. Грекова. Начинал свой художнический путь в благословенные восьмидесятые годы, связанные в нашей памяти с «невиданными переменами». Вместе с Тер-Оганяном, Кошляковым, Тимофеевым, Слепченко, Палайчевым организовывал Товарищество независимых художников «Искусство или смерть». Был участником выставки «Жупел», «Провинциальный авангард», «Италия имеет форму сапога», «Героическая живопись». Эти выставки состоялись в 1988 году в Ростове и принесли всем участникам известность и славу.

После шумного успеха все разъехались — кто в Москву, кто в Америку. Константинов не уехал. Роковое название «Искусство или смерть», сначала воспринятое как стеб, материализовалось: Вася Слепченко и Сергей Тимофеев погибли. Тер-Оганян, Кошляков стали известными художниками.

Константинов никуда не уехал, потому что он никогда не существовал в этой реальности. Всё сущее он не связывал с конкретным миром, он жил в мире своём. Он совершил прорыв к трансцендентному и уже оттуда, из глубины подсознания, рождались его живописные страсти. Идеалист и романтик, художник Константинов всеми силами своей измученной души стремится служить чистому искусству. Он — Герой.

Читайте также...