Брали только добровольцев
В июле 2021-го исполняется 80 лет со дня создания Ростовского стрелкового полка народного ополчения. Вспомнить об этой дате всем жителям Дона предлагает виртуальная выставка «Помним тех, кто Родину берег!». Эта экспозиция создана сотрудниками Центра документации новейшей истории Ростовской области. Представленные на выставке уникальные архивные документы и фотодокументы напоминают о боевом пути полка народного ополчения и о его героях, многим из которых не суждено было дожить до Победы. Предлагаем вспомнить об этом и нашим читателям.
Начало
В донской столице есть площадь, носящая имя Народного ополчения. Эта площадь — памятник тем людям, которые в октябре 1941-го, не имея достаточного вооружения и основательной военной подготовки, вступили в бой с фашистами, защищая город. Они ушли из любимого Ростова последними, а вернулись первыми.
Есть в городе и улица имени Народного ополчения. Это имя она стала носить в 1946 году, и тоже дань памяти Ростовскому стрелковому полку народного ополчения, который был сформирован по постановлению ростовского обкома ВКП(б) 9 июля 1941 года, а также приказу от 10-го июля 1941 года начальника Ростовского-на-Дону гарнизона. Таковы были действия во исполнение постановления СНК СССР от 24 июня 1941 года о создании в прифронтовом полосе истребительных батальонов из числа добровольцев для борьбы с шпионско-диверсионными десантными группами противника.
Кто воевал
Полк состоял из трех батальонов и двух специальных рот. В батальоны брали только добровольцев, то есть, тех, кто не подлежал призыву в армию по разным причинам. Записываться в ополчение происходили целыми семьями, среди которых были братья Воронежские, мать и сын Чебановы, сестры Криштоп, братья Жердевы.
Записался в ростовские ополченцы и брат писателя Николая Островского — Дмитрий: позже в боях на Кавказе он станет комиссаром полка. Всего в полк пришли около трех тысяч человек. Его командиром стал замдиректора автосборочного завода Михаил Варфоломеев, комиссаром — сотрудник Северо-Кавказской железной дороги Порфирий Штахановский.
В октябре 1941-го штаб полка располагался в здании Ростовского инженерно-строительного института (нынче — Академия строительства и архитектуры ДГТУ).
Первый батальон был создан из работников Ростсельмаша и Красного Аксая. Во втором батальоне были добровольцы из центра города, а это работники обувной, мебельной и табачной фабрик, а также прилегающих учебных заведений. В третий батальон вошли работники железной дороги, порта и всех других рядом расположенных предприятий и учебных заведений.
Боевое крещение
В сражение за город полк вступил 19 и 20 ноября 1941 года, когда вел уличные бои, прикрывая отступление частей Красной армии в районе реки Темерник. Вместе с войсками ополченцы были вынуждены отступить на левый берег Дона. Но 29 ноября Южный фронт перешел в наступление. Ополченцы же пошли в наступление 28 ноября, переправившись в ночь по еще неокрепшему донскому льду на правый берег.
29 ноября полк сломал оборону противника, освободив Железнодорожный район и центральную часть города. Преследуя отступающих фашистов, в районе Театральной площади бойцы полка соединились с частями Красной армии, наступавших со стороны Зеленого острова. Многие ополченцы были ранены, убитыми оказались около 150 рядовых и офицеров.
За отвагу и мужество, проявленные при освобождении Ростова 37 бойцов и командиров полка были награждены орденами и медалями.
Павшие в боях за Ростов-на-Дону
Павел Юфимцев, политрук роты 2-го батальона Ростовского стрелкового полка народного ополчения, погиб 20 ноября 1941 года при защите родного города.
Михаил Горбачев, командир отделения первого батальона Ростовского стрелкового полка народного ополчения, в ноябре 1941 года с группой бойцов вызвался обезвредить огневую точку врага, которая мешала продвижению батальона. Добравшись до вражеского ДОТа, он ценой своей жизни уничтожил фашистского пулеметчика.
Вероника Олейникова, врач батальона, погибла (утонула) в реке Дон в ноябре 1941-го во время отхода войск.
Татьяна Малюгина, командир санитарного взвода Ростовского стрелкового полка народного ополчения, в ночь с 27 на 28 ноября 1941-го организовала вынос раненых ополченцев со льда Дона и была убита.
С боями до Кавказа
В июле 1942 года фашистские захватчики снова оккупировали Ростов-на-Дону. Ополченцы прикрывали отход частей Красной армии через Дон в районе станицы Александровской. Затем они сражались на путях отступления армии в предгорья Кавказа.
В результате ожесточенных боев к октябрю 1942-го в полку остались около 150 ополченцев. За многочисленностью потерь сам полк был расформирован. А его военное хозяйство и оставшийся личный состав принял 189-й армейский запасной полк и 395-ая стрелковая дивизия.
С этими частями многие ополченцы дошли до победы — до Софии, Праги, Белграда, Берлина.
Возрождение
Немало из бойцов полка, окончив свой боевой путь, вернулись в родной Ростов. Они активно включились в восстановление разрушенного войной города. И тут нельзя не вспомнить Яна Андреевича Ребайна, ополченца, выпускника Ленинградского инженерно-строительного института, приехавшего в Ростов-на-Дону по распределению. До самой смерти в январе 1996-го он был председателем Совета ветеранов Ростовского стрелкового полка народного ополчения. Но до этого за его авторством воплощены более сотни проектов, которые во многом изменили внешний вид города. Один из них стал буквально революционным для Ростова. Речь — о набережной Дона. Ее строительство стало началом грандиозной работы по повороту города к реке. Ян Андреевич принял участие в проектировании главного железнодорожного узла Ростова и пригородного железнодорожного вокзала. Он разработал идею строительства Западного и Северного жилых массивов, где сейчас проживают сотни тысяч ростовчан.
В конце 1950-х именно Ребайн настоял на создании обширных зон отдыха для ростовчан на Зеленом острове и на левом берегу Дона. Он 25 лет был главным архитектором Ростова и стал автором четырех замечательных книг об архитектуре донской столицы.
Надо думать, что все это его заставляла делать память о лежащем в развалинах городе, который ему довелось увидеть, покидая и возвращаясь в родной Ростов.
Память
Ветераны полка в начале 1970-х подготовили и выпустили книгу о боевых действиях полка «У ворот Кавказа», в которой собрали документы, воспоминания, заметки и статьи из газет и журналов, посвященные подвигам своих сослуживцев.
На Братском кладбище Ростова-на-Дону появился памятник героям-ополченцам.
Именами 16-ти из них названы улицы Ростова. Одна из них носит имя Саши Чебанова, самого юного ополченца, которому на момент гибели исполнилось 14 лет. Он был связным и погиб на Кубани на высоте 104 в 1942 году. В 1967 году на Братском кладбище был открыт памятник юному ополченцу, под которым лежит горсть земли с места гибели героя.
На здании гостиницы «Ростов» висит памятная доска, повествующая о том, что одно из подразделений ополчения формировалось именно здесь. Такая же доска — на одном из зданий Ворошиловского проспекта. Школа № 33 города названа именем Ростовского стрелкового полка Народного ополчения. А у главного корпуса Ростовского государственного университета путей сообщения появилась мемориальная звезда из красного гранита, напоминающая о том, что один из отрядов Ростовского стрелкового полка народного ополчения был сформирован из студентов и преподавателей этого вуза. Отец автора этих строк — один из организаторов этого отряда.
А сама площадь перед зданием вуза, как уже сказано, носит название площади Народного ополчения.