Мир в красках

Арт-терапевт Антон Стадник помогает своему подопечному Магомеду начать работу над портретом

В Арт-пространстве «Ростов» три дня работала выставка творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир в красках», посвященная 25-тилетию Ростовской городской общественной организации «Надежда». Посчастливилось побывать на выставке и в очередной раз убедиться в талантливости ребят, занимающихся в творческих мастерских этой организации.

— Само мероприятие, — пояснила возглавляющая «Надежду» Ирина Смирнова, — проходит в рамках проекта «Маленькие шаги — большие открытия». Сам проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов вместе с комитетом по молодежной политике Ростовской области и государственным автономным учреждением Ростовской области «Агентство развития молодежных инициатив».

Праздник

На этом празднике было все как положено: гостей и участников проекта ожидала живая музыка, творческие номера подопечных «Надежды» — выступление вокально-инструментального ансамбля, фотозона, мастер-классы по рисованию быстрых портретов, ростовые куклы, показ 3Dкино. Сам же праздник был посвящен и Дню защиты детей, и пятилетию проведения таких выставок.
В холле второго этажа арт-пространства «Ростов» были представлены 70 работ. А все упражнения в прекрасном работающих в мастерских ребят можно было увидеть на сайте 1rnd.ru. Лучшие работы, отобранные, по словам Ирины Викторовны, посетителями сайта, по традиции составят основу традиционного календаря «Надежды» на 2023 год.

Выставка

Сами работы были удивительны и по композиции, и по яркости красок. Причем был заметен разный подход к изображению. Ирина Смирнова объяснила это работой двух разных педагогов — арт-терапевтов. С одним из них — Антоном Стадником (он, начав работать с ребятами-инвалидами в «Надежде», получил профессиональную подготовку в деле арт-терапии), удалось поговорить в тот момент, когда тот помогал своему ученику Магомеду готовить холст под будущий портрет. А рисовать юный художник собирался — ни много, ни мало! — депутата Государственной Думы РФ Ларису Тутову, посетившую этот праздник. И ведь нарисовал же так, что «модель» осталась довольна: все части лица, по ее словам, были на месте, а выбор оттенков цветов — это уже личное видение юного мастера.
Этим-то и удивляли работы, выполненные под руководством Антона — своей раскованностью в выборе цветов и их оттенков. Отвечая на вопрос, как он добивается от ребят такого буйства цвета в работах, Антон пожал плечами: «Мы работаем — и все. Ничего особенного им не говорю — просто берем в руки кисти. А то, что получается по-другому, чем у другого педагога, так у каждого преподавателя свой жизненный опыт, своя культура. Все это и выражается в том, как он ведет занятия. Плюс индивидуальности ребят, которые в этом деле участвуют».

Мыловарение как творчество

То, что индивидуальности ребят с ограниченными возможностями здоровья в «Надежде» выявляют потрясающе — пример Андрея Лысенко. Парень и с мылом разбирается замечательно, и беспредметная живопись (а, стало быть, и абстрактное мышление) у него такая, что напрашивается сравнение с русскими авангардистами начала ХХ века. Но он еще и стихи сочиняет, и музыкой занимается. Андрей выступал на празднике в шумовом ансамбле, который носил название, как и сама организация — «Надежда». «Это наш дебют», — пояснила руководитель ансамбля Ольга Посиделова.
Наталья Иванова, которая руководит творческой мастерской мыловарения, с удовольствием показывала творения своих учеников. А это были цветы и фигурки животных — и все разноцветные и приятно пахнувшие. Любую фигурку из мыла можно было приобрести, внеся лепту в поддержку мастерской.
В этой мастерской занимаются подростки, то есть, ребята уже сознательные (правда, есть и младшая группа). Цель работы мастерской — не только занятие декоративно-прикладным искусством (а фигурки из мыла по-иному назвать было нельзя!), но и возможность дать в руки вступающим в жизнь ребятам с ограниченными возможностями здоровья профессию, которая позволит им себя прокормить.
К навыкам, которые ребята приобретают в этой мастерской, относятся и расписывание досок, выжигание на них рисунков. «Будем такие благотворительные ярмарки стараться устраивать почаще», — пообещала педагог.

Помощь

— С 2011 года на Дону работает государственная программа Ростовской области «Доступная среда», которая делает действительно доступными значимые социальные объекты для людей с инвалидностью. Но им всегда будет нелишней помощь при социализации в обществе, — сказал «Молоту» зампредседателя комитета по молодежной политике Ростовской области Денис Барсуков. — Потому мы организовали молодежный инклюзивный клуб под названием «Крылья возможностей» (как часть федеральной сети таких клубов), где объединили по возможности все общественные организации, которые поддерживают детей-инвалидов.
Директор «Агентства развития молодежных инициатив» Денис Белаш, непосредственно поддерживающего работу клуба, рассказал, что для этой выставки были выделены средства для приобретения холстов и красок.
Помощь молодежного инклюзивного клуба «Крылья возможностей» помогла его подопечным детям-инвалидам посетить народный мемориальный музей «Самбекские высоты». «И если у кого-нибудь из организаций есть в чем-то потребность, они обращаются в клуб, и мы по мере возможностей стараемся им помочь», — объяснил Денис.

Как это происходит

Так все-таки скольким ребятам оказала помощь «Надежда» и каков механизм этой помощи?
Виолетта Власкина, руководитель развивающего центра «Надежда» РГОО «Надежда», уточнила, что через творческие мастерские организации за пять лет прошли около полутора тысяч человек. Идея организовать такие мастерские прошла от родителей. И, как правило, что хочется одному, того желают и многие другие. «Мы открыты всяким экспериментам и готовы пробовать многое. А родитель, приводя ребенка в „Надежду“, смотрит, нравится здесь ребенку или нет. Родитель — основное звено, которое связывает ребенка с тем, что мы можем предложить», — рассказала Виолетта Валентиновна.
По ее словам, если родителям идея нравилась, то занятия организуются с подключением педагогов, и тогда отслеживается динамика: вот оно, состояние ребенка на входе, и вот чему он научился через полгода.
В выставке все хотели принять участие. Но за одно занятие ребенок может создать две работы — это раз в неделю, а за год — до 80-ти. Потому, вздыхает Виолетта Валентиновна, тяжелейший труд — выбрать среди этого количества лучшие работы, потому что хочется показать все.

ВИА «Надежды»

Музыкальных мастерских в «Надежде» четыре. Есть вокально-инструментальный ансамбль, в нем играет мальчик-аутист. Ребята поют рок-композиции, сняли два клипа. Для тех, кто помладше, есть две музыкальные группы. Из одной получился ансамбль шумовых инструментов — тот самый, что выступил на празднике. Есть и вокальная студия, в которой молодые инвалиды занимаются вокалом. Их немного, но им очень важно развить свои вокальные данные. Из них потом также образуется творческий коллектив, но сначала они должны приобрести нужные навыки.
— Арт-терапия — это художественная живопись и нейрографика — одно из направлений арт-терапевтической деятельности с большим психологическим направлением в процессе. Мыловаренную мастерскую вы уже видели, — продолжает рассказ Виолетта.- Так что возможностей много, и педагогу важно понять, каков талант у ребенка. А узнать это можно только в контакте с родителями. Потому очень важно, чтобы родители с нами обсуждали ситуацию.
И с самими родителями по воскресеньям работают психологи. Им тоже очень нужна поддержка.
Дети растут и их интересы могут меняться. И мы стараемся им помочь с тем, чтобы у них все, что они хотят, получалось. А о том, что получается. «Надежда» с удовольствием рассказывает на таких праздниках.

Читайте также...

Яндекс.Метрика