А победил Островский

Как вам такой Островский?!… Фото — пресс-служба театра

Технологиями на сцене автора не прикроешь, технологиями также его не победить. Но именно это затеял в постановке знаменитой комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» режиссер Михаил Заец. И — проиграл.

Александр Гайдаржи тоже неплох в роли Глумова: попробуйте в такой позе выражать подобострастие весьма долго!…

Сегодня существует такое мнение: мол, пьесы, написанные в ХIХ веке, сегодня нужно ставить в соответствии с воспитанным у зрителя клиповым мышлением. А раз так, то подойдет любое решение, позволяющее рвать текст. Вот и придуманы Михаилом Заецом съемки реалити-шоу.

На сцене чего только нет: и рабочие, которые ставят и убирают декорации; и девицы- «приживалки», как бы обрамляющие главных героев, а к финалу изрядно успевающие надоесть, ну, естественно, музыкальный ансамбль, быстрая смена видео на экранах, а также лазерные лучи, подчеркивающие технологичность происходящего. Но где же люди, «человеки» с характерами, замечательно придуманные «русским Шекспиром» Островским?

Когда актеры остаются наедине с автором (а не с технологиями), тогда и происходит то самое чудо, называемое театром. Не передать, как хороша сцена разговора двух женщин — матери Глумова (Светлана Лысенкова) и Мамаевой (з.а. РФ Валерия Искворина), в которой одна уговаривает поддержать ее сына, а другая уже заинтригована появлением в своем окружении приятного молодого человека. А сцена той же Валерии Исквориной и Глумова (Александр Гайдаржи), в которой не молодой пройдоха, как выясняется, соблазняет примадонну (Мамаева в спектакле выступает «звездой» эстрады), а наоборот: ему ничего не надо делать, чтобы оказаться в постели стареющей примы.

Поскольку бытовой сюжет втиснут в рамки съемочного процесса, сумятица и в финале: у автора каждый герой реагирует на разоблачение Глумова сочной фразой, в спектакле же они куда-то пропадают. А решение вернуть проходимца в свой круг в итоге происходит не в логике нравов этой «камарильи» (как у автора), а по приказу «кукловода», руководящего съемками шоу.

Самое обидное, что в зале много молодежи (средства на Пушкинской карте остались, а год идет к концу), которая явно не знает перепетий сюжета. А понять происходящее на сцене сложновато, когда реалии и нравы века ХIХ натягиваются на съемочный процесс вездесущего телевидения ХХI века.

Читайте также...

Яндекс.Метрика