Чем интересна ранняя история казачества
Археология казачьих городков ХVI века— один из немногих оставшихся неиспользованных источников, которые могли бы дать дополнительную информацию о ранней истории казачества. Об этом и многом другом шла речь на прошедшей в ЮНЦ РАН межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы ранней истории донского казачества». В мероприятии принимали участие исследователи из Ростова-на-Дону, Москвы и Волгограда.
Откуда есть пошли
Так чем же ценна ранняя история казачества? По словам доктора исторических наук, профессора Сергея Лукьяшко, в связи с возрождением казачества начались разговоры об «исконности казачества на донской земле», безусловной его «этнической специфики», естественно возрос интерес и к происхождению казачества. А в этой теме, как в происхождении любого народа всегда много домыслов, мифов опирающихся на словом, о таких представлениях, которые имеют под собой не научную, а фольклорную основу. Попытки осветить тему неоднократно предпринимались исследователями, но убедительного достоверного знания в этом вопросе пока что нет. Но когда ученые пытаются разобраться в том, кто такие казаки, откуда есть они пошли, адекватного ответа не находится.
Согласно письменным источникам реконструируется несколько версий происхождения казачества. Согласно одной из них в ХVI веке на Руси были разные служилые казаки, в основном, татары (несли городовые службы в городах), в том числе ряжские, касимовские, пронские. Часть этих служилых казаков ушли на Волгу и стали волжскими казаками. Часть казаков была переселена на охрану белгородской засечной черты. Отсюда с Юга шла главная опасность государству. В 1571 году крымские татары дошли до Москвы и сожгли город, уведя в плен 50000 человек. На засечных чертах формируется пограничная стража и значительная ее часть происходила из служилых казаков. Притесняемые воеводами служилые казаки бежали на Дон, где и возводили городки, превращаясь в вольное казачество, охраняющее Русь от набегов воинов разных ханств, которые после распада Орды стали агрессивными и неуправляемыми.
В ХVI же веке на Дону появляется вольное казачество. По мнению крупнейшего исследователя истории 16-17 вв Р.Г. Скрынникова, вольными становились служилые казаки, которые бежали со службы, устраивали на Дону свои городки и удивительным образом ухитрялись выживать в татарском окружении. Позже к ним присоединяются русские люди, представители других национальностей: так формируется община со своей особенной культурой, со своим способом хозяйствования, то есть то, что мы и называем казачеством.
О том, как она формировалась и что собой представляла, и шел разговор на конференции в ЮНЦ РАН, собравшей круг крайне заинтересованных в получении таких знаний исследователей.
Где искать информацию
Средневековье — тема вообще специфическая. В историки давно отмечают, что серьезного прироста письменных источников информации по ранней истории казачества не обнаруживается: основные источники давно исследованы и они уже дали то, что могли дать. Правда, доктор исторических наук Дмитрий Сень (ЮФУ) обратил внимание ученых на то, что в турецких архивах хранится много документов, связанных с жизнью турецкого Азова, работой турецких посольств. Там, скорее всего, можно найти пласт информации, который еще неизвестен о существовании в те времена казаков на Дону. Да и турки не возражают против работы российских ученых в их архивах. Но дело в том, что все документы на турецком языке, и не на современном, а средневековом турецком. А знатоков такого языка у нас нет. Таких специалистов нужно готовить.
Но и этот, хочется надеяться, доступный в будущем пласт информации маловат, поскольку для окончательных выводов ученым необходимы данные из разных взаимопроверяемых источников — антропологических, генетических, письменных и так далее, чтобы делать выводы. И все эти виды источников добываются археологией Хотя и сейчас понятно, что единственный прорывной источник, который может дать много сведений — это археология ранних казачьих городков, которой на Дону практически никто не занимался.
Требуется охрана и исследования
Донской археолог Захар Витков в 1950-х копал начинал исследование Раздорского казачьего городка, материалы этих раскопок находятся в Новочеркасском музее истории донского казачества. Но, по мнению Сергея Лукьяшко, это «булавочный укол», по данным которого нельзя делать выводы.
В 2000 году появляется работа археолога была издана работа Владимира Королева «Донские казачьи городки». Ему удалось описать собрать данные о 147 городках (укрепленных рвами и валами поселений).
Два года назад в ЮНЦ РАН обратились казаки одной из станиц Воронежской области с просьбой помочь сохранить казачий городок, который грабят приезжие черные копатели. В одних источниках он называется Донским, в других — Донецким. Рядом Дон, который менял свое русло, огибая расположение городка то справа, то слева. Городок был окружен рвом (глубина которого до четырех метров и сегодня) и валами. Вот вам и первые сведения о средневековой казачьей фортификации.
— Мы приехали в станицу и увидели, что сам городок копают … экскаваторами, — рассказывает Сергей Иванович.
Среди находок, которые сохранились в музее местной школы, монеты древнейших времен — эпохи Алексея Михайловича (середина ХVII века), т. н. «чешуки» из серебра. Самая поздняя монета — медная петровская полушка 1707 года. То есть, монеты свидетельствуют, что городок возник в постсмутное время. Это тот самый городок, который принял участие в восстании Кондрата Булавина и был полностью уничтожен по приказу Петра Первого карательной экспедицией кН. Долгорукова с формулировкой «с корнем уничтожить это бунтующее племя». Ну, не первый ли это в истории России геноцид казачества?! Но главное — исследуя остатки материальной культуры городка, ученые могут уже точно знать, что проходило на верхнем Дону именно в этот узкий — в два века — промежуток времени, о котором мало что известно.
Среди найденных оказались и монеты польские — времен Сигизмунда III Вазы, отца Владислава, которого поляки пытались посадить на русский престол, а это доказывает еще раз, что казаки в Смутное время воевали и на польской стороне — в том числе.
Рядом с этим городком находится другой — уже на территории Ростовской области в устье реки Песковатки. Здесь установлены поминальные кресты и лавочки, и на Пасху казаки станицы Казанской приходят к городку помянуть своих невинно убиенных около 400 лет назад предков. Этот городок не разграблен, хотя тоже был сожжен. И археологи уверены, что здесь их ждут интереснейшие открытия.
Интересный факт: известно, что в тех веках казаки семей не имели, но по отчету Долгорукого, возглавлявшего карательную экспедицию, были убиты в Донецком городке все — и женщины, и дети. Стало быть, население на Дону начинало воспроизводиться уже в ХVI веке. А если существовали семьи, то возникали и передавались традиции с чего собственно и вырастает этнос. Форма жилища, орудия труда, пища все это в состоянии рассказать доказательно многое из того о чем историки казаковеды мечтали многие годы. И таких новых фактов археологические исследования, судя по всему, предоставят еще немало.
Потрогать свою историю руками
Археологические исследования — вещь недешевая. Будет ли одобрена заявка на грант или откликнется и поможет с раскопками область, неясно. Но дело даже не в этом: мечтает Сергей Иванович о том, чтобы в раскопках казачьих городков приняли участие учащиеся кадетских казачьих корпусов. А чем раскопки хуже полевых сборов? Потрогав раннюю казачью историю руками, они могли бы непосредственно приобщаться к прошлому. А дальше, мечтает исследователь, можно было бы организовать сплавы на лодках по Дону, по пути получая знания о тех казачьих городках, которые будут попадаться им по пути. Ведь сколько не говори о патриотизме, пока молодые люди эту историю очень предметно не почувствуют — да так, чтобы каждый камень рассказывал им об их предках! — не зародится любовь к Родине в юных душах.
Археология в состоянии раскрыть непознанные пока страницы истории казачества — и о его происхождении, и о его культуре, и о том, как это вольное сообщество постепенно лишается воли, становится инструментом управления в государстве и исполняет вполне определенные функции.