Миры Алексея Шагинова

А .Шагинов. Старая Керчь. 1988

Такого еще не случалось в истории художественной жизни донской столицы — чтобы почти одновременно в трех выставочных пространствах Ростова-на-Дону открылись выставки, посвященные памяти одного художника.

Невозможно не заметить, что картины Алексея Шагинова (1948-2022) попросту светятся — настолько высветляет мастер лица изображенных: нет, не моделей — их образов, наделяя их неимоверной эмоциональной силой. Разве можно сказать, что женщина на картине «Старая Керчь» — портрет какой-нибудь знакомой? Нет, это удивительное лицо с огромными глазами изображено для того, чтобы заглядывать каждому в душу со своей тоской. Поэтому как не воспринять старика в проеме двери на заднем плане уложенным в домовину, а перекрестья во рамах окон — крестами…

Он вовсе не художник-«фотографист», то есть, писал мастер не реальность, а свое представление о ней. Как сказал на открытии выставки памяти Шагинова в РОМИИ его друг и коллега художник Валерий Сыров, ему, «прикладнику», было очень интересно видеть, как окружающая действительность превращается на полотнах Шагинова в нечто удивительное. При этом в каждом произведении закладывался такой монументальный образ, который несет общечеловеческие смыслы.

По словам главного хранителя фондов РОМИИ Ирины Воробьевой, это не первая выставка художника в стенах музея. Но и предыдущая производила не меньшее впечатление. Многие работы были приобретены РОМИИ. И сегодня украсили эту выставку памяти. Одна из самых удивительных работ — «Материнство» — написана в 2016 году и символизирует единство матери и ее ребенка настолько, что слились вместе не только их тела, но и глаза.

Искусствовед Ирина Гуржиева считает, что в работах Шагинова живет призыв к сохранению нашей планеты. В доказательство этому она привела удивительный, но весьма примечательный факт. В 2014 году бомбой был уничтожен Дворец культуры в Луганске, на стене которого Алексей Шагинов создал мозаичный рельеф «Древо жизни». Сама постройка сгорела, рельеф уцелел и стоит, укрепленный руинами поныне, символизируя победу Света над тьмой и бессмертие творчества художника, которым может гордиться Россия.

Если в отделе искусств ДГПБ выставку памяти Шагинова сделали друзья художника, то в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской поначалу, по словам заведующей Марины Приходько, хотели обойтись теми работами художника, что находятся в их фондах. Но в экспозиции таких работ (из 86-ти) лишь половина, так как, сказала Марина Алексеевна, Шагинов принадлежит всем, потому здесь много его картин из частных коллекций. К примеру, замечательную работу «Рыбы» на выставку представила Ирина Узденова.

И еще на одну особенность в работах мастера обратил внимание заслуженный художник России Алексей Курманаевский. Пластическое решение фигур у мастера, несомненно, связано с русской иконографией. Выразительные силуэты как бы движутся навстречу друг другу и в финальных композициях объединяются почти в единое световое пятно.

Друзья мастера вспоминали на церемонии открытия выставки в МСИИДе о том, что такая индивидуальная манера письма была присуща Шагинова изначально: в Ростовском художественном училище имени М.Б.Грекова, где многие учились вместе с ним, его даже прозвали «Леха-Пикассо». Своему видению мира и призванию Алексей Шагинов остался верен всю жизнь, будучи абсолютным бессеребренником, смысл существования которого составляло искусство.

Читайте также...

Яндекс.Метрика