Скрипка Бронзы
В ростовском театре «Линии» — премьера спектакля «Скрипка Ротшильда» по рассказу Чехова. Свою сценическую версию этого популярного на российской сцене рассказа классика представил екатеринбургский режиссер Евгений Маров.
О популярности «Скрипки Ротшильда», девятистраничного рассказа Антона Павловича, сказано не случайно. Автору этих строк до премьеры в «Линиях» довелось увидеть еще две его сценические версии. Одну привозил Московский театр юного зрителя в постановке Камы Гинкаса. Тогда сцену Ростовского Молодежного заполонило декорации из свежеструганного дерева, так ясно дающего понять профессию главного героя-гробовщика, которого играл народный артист РСФСР Валерий Баринов.
Вторую сценическую версию рассказа представил Таганрогский драматический театр имени А.П.Чехова. Спектакль поставил известный российский режиссер Михаил Бычков, режиссер-художник, автор сценографии своих спектаклей. Это был симбиоз прозы Чехова и живописи Марка Шагала, что делало постановку необыкновенной живописной.
И вот перед зрителем новая версия «Скрипки Ротшильда» в постановке екатеринбургского режиссера, которая явно носит влияние спектакля Камы Гинкаса: на сцене похожие декорации из свежеструганного дерева. В спектакле есть весьма оригинальные моменты, которые не могут не порадовать: к примеру, когда деревянные чурочки становятся инструментами еврейского оркестра и той же скрипкой. Или когда доски превращаются в палати, на которые спят герои, а доска с оборочками — в детский гробик.
Но совершенно не выстроена режиссером трансформация главного героя (Андрей Бахарев), перемена его отношения к окружающему миру: слишком резок переход от «смерть выгоднее жизни» к своей противоположности.
Возможно, этому мешают сцены (к примеру, с фельдшером), выстроенные в жанре студенческого театра миниатюр, что резко снижает градус сценического повествования и в итоге не дает ничего, кроме смешков в зрительном зале.
А уж не прозвучавшие чеховские слова о том, что Ротшильд теперь играет на подаренной ему скрягой (!) Яковом скрипке, которая звучит на всех свадьбах, и вовсе говорят о том, что спектакль-то обоснованно можно назвать «Скрипкой Бронзы» (по уличному прозвищу главного героя).