Для детей ли эти сказки?…
Кому не знакома с детства эта сказка Петра Ершова? Автор инсценировки Мария Соловьева и режиссер Артем Кузин предложили юным зрителям, пришедшим на новогоднее представление в Ростовский академический театр драмы имени М. Горького, как написано в программке, оригинальное прочтение всем известной сказки.
Тут вам и цитаты из нашего всего, то есть Пушкина, и более чем оригинальные костюмы персонажей, а также жар-птицы, более похожие на птеродактилей, и чудо-кобылица «в чешуе, как жар горя».
Можно предположить, что спектакль предназначен для семейного просмотра, где и взрослые найдут над чем посмеяться, и дети много чего должны понять. Но взрослых (сознательных родителей, а не классных руководителей) в зале оказалось слишком мало. Тысячный зал заполнили ученики младших классов, судя по всему, попавшие сюда в рамках культпохода.
При всем старании актеров ни режиссер, ни сценарист не очень-то учитывали восприятие 7—10-летних, сочиняя сценарий и воплощая его на сцене. Сам же спектакль оказался поставленным с точки зрения режиссерского ремесла отлично, но для кого? Вопрос, ответа не имеющий.
Практически то же самое можно сказать и об «Алисе в Стране чудес» в Ростовском музыкальном. Автор детских мюзиклов Владимир Баскин создал очередное произведение, ставшее по сюжету смесью «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Даже знающий хорошо эти произведения взрослый зритель не с первых минут поймет, где и что. Но вернемся к этому крепко сбитому спектаклю с отличными декорациями и костюмами и посмотрим в зрительный зал, заполненный, кстати, до отказа… теми же младшеклассниками.
Судя по их поведению, Кэрролла они не читали — столь мало трогало этих детей то, что происходило на сцене. Не слушали они, судя по всему, и знаменитую пластинку с песнями Высоцкого, на которой выросло последнее поколение советских детей.
Потому разговаривать с ними со сцены нужно было на другом языке: музыкальные номера оказались слишком длинноваты для этого поколения со сформировавшимся клиповым сознанием. Да и «тетенька» Алиса после настоящей девочки Герды из студии «Дебют» смотрелась как-то странно.
Словом, хочется посоветовать театрам к будущему 2025-му пересмотреть не только свои финансовые возможности, но и подходы к созданию новогодних спектаклей, которые зрители, на восприятие которых они направлены, воспринимали бы адекватно.