Запрос на театр «с человеческим лицом»

Сцена из спектакля «Заходите, раз пришли»

Оглушительный успех последней премьеры Ростовского академического театра драмы имени М. Горького — лирической комедии по произведениям В. М. Шукшина «Заходите, раз пришли» — еще раз доказал: сегодня, впрочем, как и всегда, на сцене интересны прежде всего человеческие характеры.

А они, характеры, были интересны всегда — какой бы драматург их не создавал, и какие бы актеры в разные времена их не играли. Но в том-то и дело, что в последние годы стали об этом как-то забывать, слегка небрежно относясь именно к характерам, заигравшись в театральные головоломки. Потому бурные аплодисменты на финале, казалось бы, простенькой и незамысловатой «Мачехи Саманишвили» пермского театра «У моста» на только что закончившейся «Русской комедии», были вполне закономерны. Пермяки настолько ярко «вылепили» характеры крестьян из далекого грузинского села, что по заслугам получили благодарность ростовских зрителей.

Автор инсценировки и второй режиссер спектакля Александр Волженский

Но вернемся туда, где происходят события спектакля «Заходите, раз пришли». Второй режиссер спектакля и автор инсценировки Александр Волженский сумел сделать разных героев Василия Макаровича жителями одной русской деревни, заставив зрителей и посмеяться, и поплакать над их жизненными коллизиями. А событий в жизни этих людей хватает.

Александр Матешов и Елена Золотавина в спектакле «Заходите, раз пришли»

Они вроде бы и невелики, эти события, однако в них настолько проявляются их человеческая суть, что только и скажешь «спасибо!» и автору, и писателю, и актерам, этих людей на сцене зрителям представивших.
Взять историю сватовства Степана (Владимир Кирдяшкин). Одна только подготовка к ней чего стоит: тут и дед Северьян (Юрий Добринский), буквально несколькими фразами обозначавший взаимоотношения в этой сугубо мужской семье. А уж как хорош отец (Анатолий Матешов), без долгих размышлений сунувший «поллитра» за пазуху, отправляясь к будущей невестке. И все это без ненужной суеты, так искренне и правдиво сыграно, что остается лишь порадоваться за актеров. Да и за зрителей, получивших истинное удовольствие от такой «правды жизни» на сцене.

То же самое можно сказать и про членов другой семьи — Духаниных, где купленные главой семьи (Александр Волженский) в подарок жене Оле (Елена Климанова) сапожки становятся очередной «скрепой» этих любящих друг друга людей. Но перед появлением сапожек в семье идет замечательная сцена их приобретения в магазине, в которой блистает актриса Ольга Васильева, буквально несколькими словами представляя такой знакомый характер хамовитой продавщицы.

Роман Гайдамак и его дети в спектакле «Заходите, раз пришли»

А уж как хороша семья Ериных — Роман и Анна Гайдамак, которые вывели на сцену своих детей!

Алексей Тимченко в спектакле «Заходите, раз пришли»

А «на закуску» приготовлена и вовсе бурлескная история, когда такую же «непробиваемую» свекровь (та же Ольга Васильева) запирает, а потом и гвоздями забивает дверь в деревянном туалете доведенный до ручки Веня (Алексей Тимченко).

Сергей Голотвин (справа) в роли Ивана в спектакле «Заходите, раз пришли»

Впрочем, сам финал этой лирической комедии вовсе не такой веселый: сбежавшему из «мест не столь отдаленных» Ивану (Сергей Голотвин) предстоит туда вернуться — и на срок, гораздо больший, чем ему оставалось там пребывать. Радуются его «возвращению» соседи, и лишь трогательно сыгранная немая девчушка (Ирина Цыбулина) догадывается об истинном положении дел. И, наверно, понимает, почему и три месяца ожидания без той самой малой родины ему невмоготу.
Словом, есть над чем в этом спектакле посмеяться, есть над чем задуматься, а театру есть что представить на следующую «Русскую комедию».

Читайте также...

Яндекс.Метрика