Он пришел к нам с любовью
В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная небесному покровителю города, в честь которого он и получил свое название, — святителю Димитрию Ростовскому.
Крепкие связи
Выставка называется «Пришел я к вам с любовью» и открыта для посетителей до 10 ноября. На ней представлены более 100 экспонатов, связанных с личностью Димитрия и его эпохой — старинные книги, иконы, картины, гравюры, облачения, паломнические реликвии. Первая выставка, посвященная святителю, приезжала в донскую столицу из Ростовского кремля в год 250-летия города.
— Богатый культурный обмен — это то, что всегда надежно скрепляет взаимоотношения российских субъектов. С Ростовом Великим у нас есть общее не только в названии, но и в духовной связи, которая появилась благодаря святителю Димитрию, — отметил первый замгубернатора Ростовской области Игорь Гуськов.
— Спасибо всем участникам этого проекта за возможность соприкоснуться с частичкой наследия Димитрия не только в храме духовном, но и в храме искусства и культуры.
«Димитровское начало»
Директор Государственного Ростов-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника Алексей Золотухин, выступая на церемонии открытия выставки, соединил реалии дня сегодняшнего со временами святителя Димитрия Ростовского, в миру Даниилу Туптало:
— ХVII век был веком кризиса православия в русской церкви. Патриарх Никон и его окружение искали и находили родственные души в Малороссии. Малороссы привлекли тогда московских ревнителей церковного благочестия своей образованностью, которая сочеталась с искренней религиозностью, сформированной в результате противостояния с насаждаемым западным католицизмом.
Именно Никон настоял о необходимости принять под царскую руку Малороссию в 1653 году.
В то время, когда шла освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого, под Киевом в местечке Макаров, в декабре 1651 года родился будущий святитель. Он обладал способностями в науках, знал языки, слава о его блестящих проповедях распространялась далеко за границей Малороссии.
В 1684 году, когда Димитрию исполнилось 33 года, настоятель киевской обители Варлам Ясенский поручил ему составление жития святых Четьи Минеи.
Вся дальнейшая жизнь Дмитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам 20-ти летнего труда
Предпочитал увещевания
В ноябре 1701 года скончался митрополит ростовский Иоасаф. Петр I в 1702 году перевел митрополита Димитрия на ростовскую кафедру, которую тот возглавлял последние семь лет его жизни. Когда святитель прибыл в Ростов, он обнаружил, что священники смотрят на свои обязанности как на ремесло, заключавшееся в отправлении обрядов, не говорят проповеди, пьянствуют в алтаре, матерятся и нередко дерутся.
Димитрий Ростовский не стал применять к виновным жестких мер, предпочитая увещевания. Святитель смягчил налоговый гнет, который налагали на священников. Его предшественники заставляли овдовевших священников постригаться в монахи, что было практически неписанным правилом для Московской Руси. Димитрий это отменил.
Главную задачу он видел в воспитании просвещенного духовенства, что только и могло изменить в нравственном отношении епархию. Для исполнения этой цели святитель открыл в Ростове школу киевского образца, основанную на тех же началах, что и училище Киевской митрополии. Школа просуществовала только пять лет и была закрыта за недостатком финансирования в связи с Северной войной, которая фактически разорила богатую ростовскую митрополию.
10 ноября 1709 года на 58 году жизни, стоя коленопреклонным в молитве, митрополит Димитрий Ростовский отошел ко Господу. Причисление Димитрия Ростовского к святым произошло через почти 50 лет при императрице Елизавете Петровне в 1757 году.
В ХХ веке вместе с останками ростовских святых мощи Димитрия были подвергнуты экспертизе. В 1930 году они были выставлены в экспозиции Ростовского Кремля, а затем поступили в запасники. 4 июня 1991 года после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском монастыре мощи Димитрия были возвращены в обитель, где находятся по сей день.
Не просто связующий времена
Одна из главных заслуг святителя в том, что Димитрий Ростовский являлся связующим звеном старого православия допетровского времени и нового времен Петра. Святитель не просто переиздавал жития святых старых богословов, а создал авторский труд, используя западные книги католических авторов Польши, Голландии, Германии, анализирует древние рукописи, все собрав воедино целое и тем самым внося в православие нечто новое, что ранее для русских православных было закрыто и недоступно.
Святитель ориентировал свои труды и на новые территории киевской митрополии, фактически отвоеванные у Речи Посполитой, желая раскрыть глубину православия на понятном для жителей западных земель языке.
Защитил южные рубежи
О значении Димитрия Ростовского и его имени для донской столицы, где святитель никогда не был, говорил на открытии выставки архиерей Александр Пятницкий, настоятель храма Димитрия Ростовского. Нашему городу, сказал он, несказанно повезло. У него в отличие от многих других городов есть свой ангел-хранитель.
И это реально существовавший человек, который создал первое образовательное учреждение на Руси для детей всех сословий. Даже знаменитый Волковский театр в Ярославле, который считается первым профессиональным русским театром — это отголоски театра при училище святителя Димитрия Ростовского.
И когда было принято решение об основании крепости на берегу Дона, то высочайшим указом велено назвать эту крепость в честь новоявленного святого. Ведь на Руси казалось, что после раскола святых уже просто не может быть. Но святитель Димитрий был канонизирован и прославлен. Его канонизация, уверен архиерей, стала сигналом того, что православие не погибло. И когда крепость была названа в честь святителя Дмитрия, то все молились о том, чтобы святитель Димитрий защитил южные рубежи Российской империи.
Так оно и вышло.