Школу–дом выручил класс-комплект

Они так и отдыхают вместе на игровой площадке – воспитанник детского сада и школьники, малокомплектная школа в поселке Щепкино Аксайского района Ростовской области, фото Веры Волошиновой

Они так и отдыхают вместе на игровой площадке – воспитанник детского сада и школьники

В закон «Об образовании» Ростовской области, как и в закон о бюджете и межбюджетных отношениях Законодательным собранием Ростовской области внесены изменения, сообщил «Молоту» министр общего и профессионального образования Игорь Гуськов. Малокомплектные школы теперь получат достойное финансирование.

По словам Игоря Александровича, ранее малокомплектные школы финансировались, как и все основные – по принципу подушевого финансирования. Норматив на одного учащегося составлял 25 тысяч рублей. В малокомплектных школах – начальных и неполных средних, которых в области не так уж и мало – средств при подушевом финансировании не хватало. Они оказывались в неравном положении со школами с большим количеством учеников, которым получаемых средств на все необходимые расходы было достаточно. Поэтому принято решение для малокомплектных школ организовать финансирование по нормативу «класс-комплект».

Таким образом, с начала нового учебного года примерно 400 тысяч рублей будет выделяться на один класс-комплекс – независимо от обучающихся в этом классе. Норматив по селу – 14 человек, но если в этом классе десять или даже пять человек, финансирование будет осуществляться в полном объеме на тот же класс-комплекс. Для малокомплектных школ это существенная поддержка, считает министр.

Средства на эти цели – 385 миллионов – были зарезервированы в областном бюджете в декабре 2008 года для совершенствования системы финансирования образования. Несмотря на кризис, использовать эти средства было решено по окончанию прошедшего учебного года. ЗСРО закрепило это решение изменением в областном законе.

Сказать, что эти изменения были приняты с воодушевлением на селе – не сказать ничего. «Молот» решил познакомиться с жизнью одной из малокомплектных школ области. В Аксайском районном управлении образования корреспонденту газеты предложили побывать в поселке Щепкино, где существуют в едином комплексе начальная школа и детский сад. Таких комплексов в районе три, но этот – самый многочисленный.

А существуют они в одном здании вместе уже 20 лет. Правда, был в существовании школы небольшой перерыв: в начале 1990-х и детей возили в соседний поселок Октябрьский. Но по настойчивым просьбам родителей начальная школа была в Щепкине, где проживают более тысячи жителей, восстановлена.

Сегодня здесь директором – Надежда Романенко, возглавившая комплекс чуть более двух лет назад. Когда она пришла, в детском садике детей набиралось на две группы. Сейчас – с ростом численности населения поселка – в детский сад приходят 70 детей. Четыре группы там – строго возрастные. А в школу впервые набрали первый класс из 17 человек!

Для сравнения – во второй и третий классы пойдут по десять учеников, в четвертый – восемь.
Нынешним педагогическим коллективом Надежда Александровна довольна. Хоть и не новое у них здание, но косметический ремонт позволяет ему выглядеть достойно. А все они – учителя и воспитатели. И мебель, которой уже много лет, также выглядит нарядно и аккуратно благодаря их заботам. На 20-летие намекнули учителя главе Щепкинской сельской администрации насчет подарка. И знаете, что попросили подарить школе-садику эти женщины? Набор всяческих инструментов.

А комнаты, где расположены детсадовские группы – просто загляденье: не в каждом ростовском дошкольном заведении такие нарядные увидишь. Особенно хороша игровая комната. «Но здесь, – говорит Надежда Александровна, – мы рассчитываем с помощью родителей сделать художественную студию».

Этот симбиоз школы и дошкольного детского учреждения замечательно сказывается на детях. Они не только все праздники проводят вместе, но и будни – тоже. Старшие заботятся о младших, младшие берут пример со старших. При переходе из садика в первый класс никакого стресса не испытывает маленький гражданин: все привычно и спокойно, учебный процесс идет в тех же стенах. Только приходит он теперь не в свою группу, а в класс.

Может быть, именно эта спокойная обстановка и профессиональный коллектив и дает такие результаты: весной психолог, тестировавший дошколят, отметил высокий уровень их развития. А на днях пришел в детский сад представитель пожнадзора – хотел ребятишкам рассказать о том, как опасен огонь. А они ему все сами рассказали – и про огнетушитель, и про воду, которой этот огонь заливают.

Но растет поселок Щепкин. И уже поговаривают и районные, и поселковые депутаты, что пора строить новую школу, которая станет неполной средней. Но когда это еще будет, а сейчас, сверкая свеженькой краской, классы ждут учеников, для которых это здание станет настоящим вторым домом.