Премьера в Ростовском Молодежном: Чехов и театр

Юрий Филатов, Валерия Искворина и Владимир Воробьев в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис, фото Веры Волошиновой

Юрий Филатов, Валерия Искворина и Владимир Воробьев в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис

Лариса Лелянова (автор сценария и режиссер) и актеры Ростовского академического Молодежного накануне юбилея предъявили публике свое исследование «романа» Чехова с театром под названием «Почетный гражданин кулис». Разрушение театральных штампов, как выясняется, стоило драматургу жизни.

На сцене – выступающие от имени современников Чехова, одетые в костюмы, стилизованные под то, что носили в начале ХХ века (художник Светлана Синицина). И первое, с чего они начинают – обозначение той временной границы, после которой о писателе стали говорить только как о больном человеке. А это – провалившаяся премьера «Чайки». И неважно, что второй спектакль был уже триумфом, о чем сообщила Антону Павловичу телеграммой Комиссаржевская, первая Нина Заречная российской сцены. От этого, как бы сейчас сказали, стресса он не оправится никогда.

Начало, конечно, грустное – и этой грусти в спектакле, пожалуй, избыток. Кажется, что все эти знакомцы и близкие Чехова в изящных пиджаках и платьях эпохи модерн, занимающие авансцену, словно задались целью … оправдать Чехова перед нами, его потомками, доказать его чуткость и деликатность – чувства, сегодня изрядно подзабытые. Антон Павлович, право же, в этом не нуждается.

И режиссер, словно чувствуя некоторую слащавость воспоминаний современников (а друзей у писателя после смерти объявилось невиданное количество!), вводит в действие театрик Константина Гавриловича Треплева. Сценограф Владимир Авдеев выстроил его у арьерсцены. Там и проживает свою короткую, мучительную жизнь автор, которому от Чехова достались поиски новых форм. Столкновение этих двух миров, двух реальностей нашего мира – обыденного и фантастичного – самое захватывающее в этом несколько затянутом зрелище.

А мостиками между ними звучат прекрасные песни по мотивам чеховских сюжетов (автор – Григорий Гольдман) и фигура композитора Геннадия Маслова, музицирующего на белом рояле весь спектакль. Не претендующий на отражение жизни в ее же формах, а аппелирующий к ассоциативному мышлению зрителя, этот театрик с тремя странными женскими фигурами представляет фрагменты чеховских пьес, в центре которых в разных ипостасях – Костя (Сергей Беланов). Особенно щемит сердце, когда, произнося монолог Фирса, выходит он к публике в костюме Пьеро. С подноса, который он держит в руках, исчезают бокалы, блестит нарисованная на щеке слеза. И прочитывается вся будущая история российского театра (и – не только его!), сегодня работающего, в основном, «на кассу», хотя в свое время поиски в нем тех самых новых форм потрясли весь театр мировой. Право же, есть от чего плакать…

Помимо «Попрыгуньи» в Ростовском Музыкальном, выпущенной, правда, два года назад, эта, пусть и с оговорками, самая интересная работа, выпущенная к чеховскому юбилею в области. Премьера «Вишневого сада» в Таганроге «вскочит на подножку юбилейного поезда» только 6 февраля. А хореографический вариант «Драмы на охоте» в том же Музыкальном мы увидим еще позже.

Сергей Беланов (Константин Треплев) в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис, фото Веры Волошиновой

Сергей Беланов (Константин Треплев)

Валерия Искворина и Александр Волнежский  в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис, фото Веры Волошиновой

Валерия Искворина и Александр Волнежский

Валерия Искворина в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис, фото Веры Волошиновой

Валерия Искворина

Юрий Филатов в спектакле Ростовского Молодежного театра Почетный гражданин кулис, фото Веры Волошиновой

в спектакле Ростовского Молодежного театра

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Ростовский академический театр им М Горького

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол