В Азовском интернате детей с нарушением интеллекта учат компьютерным технологиям

Урок в Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей, фото Веры Волошиновой

Урок в Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей

В Ростовской области есть два дома-интерната для детей с нарушением интеллекта. Дети, которых довелось увидеть в Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей (так не толерантно названо это учреждение), признаны необучаемыми. И, тем не менее, их учат и достигают в этом деле определенных успехов.

— Вся работа в интернате — это помощь нашим воспитанникам при вступлении их во взрослую жизнь, — рассказывает директор Татьяна Левченко.

Рождение ребенка с нарушением интеллекта — глубокая травма для родителей. Зачастую мама бросает работу и воспитывает такого ребенка дома. Но как много может она ему дать, не владея специальными методиками обучения? Ведь такого ребенка надо обучить обращению с каждым окружающим предметом. Да и возможности у этих семей, как правило, ограничены. Для этого и созданы такие учреждения, как Азовский интернат, где детей с нарушением интеллекта обучают жить — как это ни странно звучит.

Здесь учат не только писать, считать и читать, но и есть комната социально-бытовой ориентации: ведь и застилать свою постель, и гладить белье, и накрывать на стол для воспитанников интерната — непривычный труд, навыки которого гораздо лучше приобретаются в коллективе, чем в одиночку.

Многие дети, отправляясь домой на выходные дни, удивляют родителей приобретенными умениями.
Но и это не все. Музыкальные занятия в интернате проходят на таком уровне, что позволяют, к примеру, ставить…. мюзиклы. Конечно, поют и двигаются ребята под фонограмму, но именно их танцы и поразили всех на областном фестивале «Цветик-Семицветик»: настолько ладно и дружно они отплясывали, что не верилось в то, что на сцене — дети-инвалиды.

Последняя новинка здесь — компьютерный класс. Из 326 проживающих в интернате детей отобрана группа в 30 человек (к сожалению, не все воспитанники могут овладеть компьютерными технологиями). Восемь компьютеров со специальными обучающими программами получены 5 декабря 2008 года по федеральной президентской программе для стационарных учреждений, обслуживающих детей-инвалидов, но занятия начались недавно: ведь педагогам тоже необходимо было пройти обучение.
Клавиатура этих компьютеров очень необычна. Большие разноцветные клавиши, а сверху — своеобразная решетка, чтобы пальцы детей не «убегали» с клавиш. «Это специальная клавиатура для коррекционных учреждений, — объясняет психолог Карина Пупцова, окончившая дефектологический факультет Московского государственного педагогического университета. — Она ориентирована на развитие мелкой моторики рук, что связано с развитием мозговой деятельности».

Есть компьютер и у преподавателя, на котором отражено то, что делается на каждом мониторе в классе, и есть у него возможность корректировать действия учеников. В перспективе для ребенка возможен переход и на нормальную клавиатуру, которая прилагается к каждому компьютеру. Все они подключены к интернету. С помощью педагогов ребята выходят в Сеть. По словам замдиректора по воспитательной работе Татьяны Самородовой, при освоении компьютерных технологий воспитывается усидчивость и внимание у детей, которые эмоционально неуравновешенны.

На каждом занятии (не только в компьютерном классе) подход к каждому ребенку индивидуален. Ведется учет успехам и неудачам каждого, что потом тщательно анализируется.
— Я уже умею печатать на компьютере и раскрашивать картинки, собирая их из пазлов, — с гордостью говорит Надя. А Паша умеет обращаться с «видиком», да и Полина ловко его включает. А Оленька с выражением читает стихи.

И каждая такая освоенная высота удостаивается похвалы, что для ребенка является новым плацдармом для штурма очередных жизненных эльбрусов и эверестов.

Яндекс.Метрика