100 мест: Ростовская набережная

Памятник Михаилу Шолохову на ростовской набережной (автор - заслуженный художник Украины Николай Можаев) , Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

Памятник Михаилу Шолохову на ростовской набережной (автор - заслуженный художник Украины Николай Можаев)

Она протянулась вдоль правого берега реки Дон от Темерника до Богатяновского спуска. Это редкий пример благоустроенной набережной в низовьях Дона, памятник самоотверженному труду ростовчан, возродивших город после Великой Отечественной войны.

Свой современный благоустроенный облик она обрела в 1949 году. С начала ХIХ века — это береговая полоса с пристанями — «Хлебной», «Рыбная косынка», «Лесной» и другими, которая к середине столетия превратилась в грузовой порт. В 1871 году вдоль причалов проложили линию железной дороги, в 1897-1909 годы устраивали причальные стенки и новые портовые сооружения.

После Великой Отечественной войны береговая территория была реконструирована и превращена в зеленый бульвар. Вдоль причальной стенки установили новые литые решетчатые ограждения, при этом были сохранены массивные причальные тумбы чугунно-литейного завода Пастухова конца ХIХ века. Работами по устройству набережной руководили архитекторы Валентин Разумовский и Ян Ребайн. 7 августа 1949 года состоялось торжественное открытие Ростовской набережной. В 1949 году в её пейзаж вошел силуэт восстановленного железнодорожного моста рядом с рекой Темерник, в 1965-м — бетонный автодорожный Ворошиловский мост.

В 1972 году на набережной установлена многофигурная скульптурная композиция из бетона «Степан Разин с дружиной» (авторы — народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Сергей Коненков, ростовский архитектор Леонид Лобак). К 95-летию со дня рождения Михаила Шолохова здесь появился памятник писателю (автор — заслуженный художник Украины Николай Можаев), бронзовый бюст выдающегося русского флотоводца Федора Ушакова, чья служба начиналась в крепости Димитрия Ростовского (авторы — ростовский скульптор Анатолий Скнарин и архитектор Иван Жуков). Некогда украшавшие берег Дона здания Экспортных складов, называемые Парамоновскими, нынче можно увидеть лишь в качестве руин.

Comments 1

  1. Андрей wrote:

    На моем жизненном пути, примерно лет 20 назад, повстречался старенький дедушка, который был одним из тех, кто строил Набережную, и как раз в промежутке от Ворошиловского до Буденновского. (сейчас его уже нет) Он рассказал интересные подробности – сначала в грунт вдоль берега забивали деревянные сваи – лиственница, которая не боится гниения. Расстояние между сваями очень маленькое. Потом их спиливали на глубине 15см от поверхности реки, а сверху клали блоки из пиленного на Каменке (в карьере) ракушечника. Потом на этот каменный настил насыпалась тырса и укладывался асфальт.
    Не могу утверждать, что все рассказанное верно, но думаю в архивах сохранились описания той далекой стройки.

    Posted 02 Сен 2010 at 10:16 пп

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

Ваш комментарий появится после того,
как пройдет премодерацию.