Турецкий лекарь поневоле

Спектакль Ростовского театра драмы им М Горького "Маляр" фото Веры Волошиновой

Сцена из спектакля

Уже несколько лет на сцене Ростовского академического театра драмы имени М.Горького идет спектакль по комедии турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Маляр». Из первого состава исполнителей остались, кажется, только двое. А спектакль по-прежнему веселит зрителей и исчезать из репертуара не собирается.

Прежде всего, здесь поменялся исполнитель главной роли: Кадыра теперь играет артист Андрей Ребенков. Того самого маляра Кадыра, который, придя делать ремонт в квартире врача, оказался в роли хозяина – да так до конца ремонта выйти из нее и не смог. Но Тунджер Джюлженоглу не был бы турецким Чеховым, как называют его на родине, если бы написал обычную комедию положений. Сначала Кадыр просто дурачится в белом халате, постоянно порываясь снять его – уж очень непривычна труженику кисти и валика роль важного всезнающего доктора. Возражает против этого рискованного «маскарада» и его жена Гюль (О.Васильева). Но, поняв, что врачебными гонорарами на маленький домик своей семье он заработает гораздо быстрее, чем ремонтами, Кадыр с азартом начинает «лечить» пациентов. А им вовсе не доктор, оказывается, нужен…

Андрей Ребенков просто купается в роли «лекаря поневоле», что позволяет ему делать его пластика — как внешняя, так и внутренняя. Особенно хороша сцена, когда для обмана слишком бдительного пациента Тахсина (Сергей Галкин просто отдыхает от своих бесконечных героических персонажей, с удовольствием дурачась в этой роли!) персонажу Ребенкова приходится изображать якобы существующего своего брата-близнеца. Резко меняется ритм его движений, выпячивается нижняя губа, да и взгляд поверх очков становится тяжелым. А вот из соседней комнаты выпрыгивает – именно выпрыгивает! – Кадыр, только что скинувший белый халат. Легкомысленная взлохмаченность волос, суетливые движения, внезапно образовавшаяся сутулость. Словом, почти полная перемена внешнего облика без помощи грима за какие-нибудь несколько секунд.

Но и это еще не всё. В работе актера одним из наиболее интересных показателей его мастерства являются так называемые «пристройки», то есть, то самое, что совершает воплощаемый персонаж, собираясь ответить на вопрос или действие партнера. Чем ярче и разнообразнее через них представлен характер героя, тем талантливее перед нами артист. Так вот этих пристроек у Андрея Ребенкова в роли Кадыра, что называется, море. Хотя считается, что все мужчины – потенциальные сладкоежки, его Кадыр не любит сладкого. А что делать, когда приятная женщина с ложечки кормит героя тортом? Правильно, выплевывать, но делать это так, чтобы зрители это видели, а эффектная пациентка Нуртен (Ольга Вицман) – нет. Кадыр Ребенкова исхитряется выплюнуть кусок торта изо рта и выкинуть его за своей спиной за доли секунды. Смотреть на это без смеха до слез невозможно.

Осталось только добавить, что поставил спектакль народный артист Николай Сорокин при режиссуре заслуженного артиста Александра Габа, уже от нас ушедшего. Вот как порой можно оставить о себе память – смехом. Правда, знатоки утверждают, что со дня премьеры от конкретного текста этой невероятной истории (так обозначен жанр у автора) мало что осталось. Будем считать это адаптацией к местным условиям, а автору, если он снова приедет в Ростов, можно будет сказать, что используется очень оригинальный перевод. Слова – словами, но характеры-то остались!


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол

Читайте также...

Яндекс.Метрика