Нахаленок

Актриса Ростовского академического Молодежного театра Раиса Пащенко

Раиса Пащенко

Более 100 ролей сыграла в Ростовском академическом Молодежном театре актриса Раиса Пащенко, наконец-то удостоившаяся бенефиса на родной сцене. Он пройдет 14 мая.

Предыдущий ее бенефис состоялся на сцене Ростовского отделения СТД. Его устроил ростовский театр малых форм «Дебют». В тот бенефис давали «чемоданную историю» для двух актрис «Дорога к дому» по пьесе Натальи Шаввы. Этот спектакль, сыгранный Раисой Андреевной вместе с актрисой и режиссером постановки Еленой Ивановой — про то, как встретились два одиночества и пытаются понять друг друга через затеянную игру с куклами. Оказывается, вот как можно взглянуть на хорошо знакомый с детства «Теремок».

Игра актрис была виртуознейшей. Так и скажет после представления народный артист СССР Михаил Бушнов, пришедший поздравить актрису. Скажет не из вежливости. Повторит, что по игре Пащенко можно преподавать школу актерской игры и студентам в качестве образца показывать.

По сути, в этом спектакле актриса, не имеющая до сих пор звания, выступала в роли клоунессы. Далеко не каждая из ростовских актрис решится так раскованно и дерзко вести себя на сцене. Пащенко кидает себя в такие эмоциональные виражи и так умело выходит из них, что аж дух захватывает. А она при этом еще и демонстрирует явное удовольствие оттого, что столь острая форма ей по плечу.

Пророка в своем отечестве, как известно, нет. Но московский театральный критик Александра Лаврова, редактор журнала СТД «Страстной бульвар, 10» назовет няньку в исполнении Пащенко в спектакле «Правда — хорошо, а счастье — лучше» мистическим домовым. И попадет в самое яблочко — Пащенко ли не быть добрым духом любого дома на сцене?! Уж играла-переиграла Раиса Андреевна всякую нечисть в сказках! Даже великаншей Клеонтой была в сказке «Любовь к одному апельсину». Но такая была это забавная и душевная нечисть, что прозвали Раису заслуженным Шишком Молодежного.

А начиналось все с Мишки-Нахаленка в начале 70-х. Точнее, началось все с Саратова, где высмотрел Юрий Еремин эту шуструю девчонку. Окончила там Раиса театральное училище, да и осталась играть у Киселя (так, вкладывая всю нежность в это прозвище, называли ученики известнейшего театрального педагога и режиссера Киселева). Вроде бы взяли актрису «в аренду», а получилось — навсегда. Причем приехала она в Ростов без всяких документов, так без документов и работала. Выяснилось это, когда пенсию уже надо было оформлять. Пришлось директору театра самому на себя в суд подавать да дело в пользу актрисы выигрывать.

Но вернемся к началу, потому что весьма забавным оно оказалось. Первым, кого встретила маленькая, худенькая Пащенко на служебном входе в тогдашний Ростовский ТЮЗ, был Аристарх Ливанов. Спросил этот красавец немалого роста: «Что, травести?» Пащенко молча кивнула. «А я — актер! Ну, пойдем, отведу в дирекцию». И пока они шли по коридору, он изредка взглядывал на то, что едва поспевало за ним, хмыкая: «Травести, надо же!»

А потом пошли роли, числом к нынешнему дню зашкалившие за сотню. Кажется, ну всех переиграла Пащенко — от Вити Черевичкина до Елизаветы Английской. Сегодня Раиса Андреевна занята довольно плотно занята в спектаклях текущего репертуара. Но более других помнится одна ее роль, прекрасно подтверждающая, что нет маленьких ролей, а есть не очень большие актеры. Не по росту, разумеется.

Спектакль «Ромео и Джульетта, поставленный Юрием Ереминым, произвел на ростовских зрителей сильное, хотя и неоднозначное впечатление. Пащенко играла в нем мальчика-пажа, уж и не помнится, представителя какого из враждующих веронских домов. Только в конце действия стало понятным, зачем этот мальчик-паж понадобился Юрию Еремину. Режиссер нашел замечательное решение для финала, но без Раисы Пащенко оно бы не получилось. Монтекки и Капулетти вовсе не пожелали примириться, как того потребовала власть. Злобно перекидывают они друг другу случайно попавшуюся под ноги голову куклы, которую носила с собой уже погибшая Джульетта. Но вот эту растрепанную кукольную голову подхватывает Пащенко — мальчик-паж и крепко прижимает к груди. В зал летит такой пронзительный взгляд, который помнится и сегодня. На этой ноте и заканчивается спектакль. Именно отчаянное желание героя Пащенко сохранить хоть какую-то частицу от взятой веронскими любовниками духовных высот и делает трагедию светлой. Этот взгляд оставляет надежду на мир — если не между нынешними поколениями враждующих семей, то — между их потомками

Работает в Ростовском Молодежном великая актриса, которой, кажется, на сцене подвластно все. Ее хрупкость обманчива, сила ее велика. Обычная актриса обычного российского театра. Благодаря таким он до сих пор и не рухнул.

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Ростовский академический театр им М Горького

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол