Стоит ли инсценировать киносценарии?…

Сцена из спектакля Ростовского драматического театра им Горького Абонент временно не доступен, фото Веры Волошиновой

В Ростовском академическом театре драмы имени М. Горького — премьера: спектакль «Абонент временно недоступен» (автор — Г. Николаев) поставил болгарский режиссер Богдан Петканин.

На сцене — до боли знакомая российская провинция. Обитатели городка мыкаются. Не зная чем себя занять в выходной день. Правда, каких-то ну очень индивидуальных черт (кроме костюмов. Автор — художник Наталья Пальшкова) у них нет. Нет и поступков, по которым можно судить — кто есть кто. Есть в наличии лишь некие обозначающие моменты: халат на Валентине (Кристина Гаврюкова) да полотенце на голове, что должно означать — женщина в расслабленном состоянии. Бреется, долго бреется ее муж Федя (Анатолий Фалынский), и это единственное, что он делает по ходу спектакля. Мы так и не узнаем, кто они, кроме как друзья главного героя Коли (Алексей Тимченко). А тому от нечего делать пришло в голову сказать, что он уезжает. С этого все и началось.

Пересказывать всю фабулу смысла нет: кто видел фильм Николая Досталя «Облако-рай», тот вспомнит все. Но в том-то и дело, что видели немногие: это один из так называемых фестивальных фильмов, которые в широкий прокат взять не торопятся. Переделка киносценария для сцены оказалась не слишком удачной. Да и режиссер пытается решить все средствами кинематографа, почему-то забыв, что сцена имеет свои законы.

Здесь, чтобы обнаружить свой характер необходимо действие. А его-то как раз и нет. А раз актерам нечего делать, так и занимаются они переигрыванием: таращит глаза Федя, как и непонятно почему ставший «подкаблучником». Весьма странно ведет себя Филлип Матвеевич в исполнении (заслуженного артиста России Сергея Власова): так и неясно, на каких основаниях связавший во втором действии свою жизнь с Татьяной Ивановной (Марина Любимова). Она же — сущий тиран (и это единственное проявленное в ее характере) своей дочери Наташи (Елена Золотавина), которая, кроме своих слез, ни одной другой индивидуальной черты предъявить не может.

Да и не бросишь в актеров камень: им нечего играть. А когда нет актерского материала, по словам народного артиста СССр Михаила Бушнова, приходится подкладывать свою личность, что называется, «играть из себя». Но с заданным режиссером темпом и это не успевает сделать никто, правда, и не старается сделать.

Весьма остроумно обыгрываются телефонные звонки: идет саунд-трек. Обрыв музыки воспринимается персонажем, как включение телефона на «слушаю». Но какое это имеет отношение к происходящему на сцене, так и остается неясным.

Словом, сыграла с режиссером злую шутку его желание воплотить на сцене то, что так поразило его в просмотренном кинофильме в юности. А ведь сама история про то, как выталкивает окружение непохожего на себя, сюжет вечный, можно сказать, библейский.

И написать бы на эту тему и с теми же героями пьесу, а не адаптировать киносценарий, да кто же драматургу платить будет?…

Актеры театра им М. Горького

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол