Мих.Мих.Зощенко в Новошахтинске

На сцене муниципального драматического театра, недавно получившего грант от Совета по культуре при президенте России, прошла премьера моноспектакля «Канцелярская поэма» по произведениям Михаила Зощенко.

Казалось бы — премьера как премьера, но то и удивительно, что в начале июля, когда обычно театры уже закрыли свои сезоны. А также это моноспектакль, что на донских сценах стало категорической редкостью. И сыграл и поставил для себя его актер Ростовского академического молодежного театра Виктор Ященко. И, наконец, спектакль, по словам художественного руководителя Новошахтинского драматического театра Светланы Соповой, будет включен в афишу театра, и, как именно репертуарный спектакль, поедет в июле на гастроли.

Если бы раньше автору этих строк кто-то сказал: чтобы реализовать себя артисты ростовских театров будут ездить в другой город области, то недоверие сказавшему было бы выражено полное. А теперь — это не просто возможно, а происходит регулярно. Достаточно вспомнить заслуженного артиста России Николая Ханжирова, который ездит в тот же Новошахтинск играть Тевье-молочника в «Поминальной молитве» и одного из шукшинских чудиков в спектакле «Рассказы. Шукшин».

Вот так и Виктор Ященко не стал дожидаться, когда в театре он будет загружен работой, а сделал для себя спектакль. Да — какой!

Можно сказать, что открыт новый Зощенко. Более всего удивляет лирическая интонация, с которой представлены герои известного советского сатирика в этом спектакле, полное название которого «Канцелярская поэма. Вот и мне хотелось бы…». Сюда вошли рассказы — «Аристократка», «Волокита», «Неизвестный друг» и другие.

Именно своей удивительно человеческой интонацией актер соединяет героев всех этих рассказов. И кажется, что это с одним человеком случаются все эти нелепости, которые и могли случаться только в тех далеких 1920-30-х годах, когда население России пыталось приспособиться к новой реальности. Маленький человек, ведущий свою историю в русской литературе даже не от Акакия Акакьевича, а еще от пушкинского гробовщика, буквально погребен под свалившимся на него бюрократическим аппаратом и всеми этими делами, которым не дают ход. Презирают его, советского «хоббита», и дело доходит даже «до бури в стакане воды»: монтер в театре, пытаясь показать, что и он что-то значит, попросту отрубает свет в здании.

Судя по всему, актер еще будет работать над своим творением: кое-где «проседают» связки, и представление топчется на месте. Пока некую «окрошку» являет собой и музыкальное оформление. Но именно человечность, с которой подходит исполнитель к каждому своему персонажу, гарантирует моноспектаклю успех у публики, отвыкшей от столь деликатной подачи материала.

Новошахтинский драматический театр

Другие театры Ростова

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Ростовский академический театр им М Горького

Ростовский музыкальный театр

Ростовский Театр Кукол