Как поживает шведский Малыш с русским акцентом
В Ростовском государственном театре кукол имени народного артиста России Владимира Былкова состоялась премьера, закрывающая сезон — «Малыш и Карлсон».
Скажем сразу — сам спектакль лучше всего посмотреть в следующем сезоне, потому как увиденное представилось скорее «черновиком» представления, чем его окончательным вариантом.
Очень нелогична привязка к самому первоисточнику. Папа выигрывает путевку в Швецию, ответив на все вопросы викторины об этой стране. Вопрос, кому ехать с ним, вносит раздор в семью. И далее как-то неловко все вспоминают про Карлсона и решают разыграть известную всем историю, дабы восстановить мир в семье. Хотя в таких случаях любой психолог скажет: обидную тему все как-то стараются обходить стороной ради этого самого мира.
Из трех исполнителей самая естественная и убедительная — Мама, она же фрекен Бок (Елена Грачева). Но если Мама нежна и ласкова (правда — и только!), то индивидуальность фрекен разве что внешняя: характерная прическа, фартук. Почему она удивленно рассматривает обстановку в комнате, прямо скажем, не очень-то и роскошную, непонятно. Как и непонятно, почему у «домомучительницы» то появляется, то исчезает немецкий акцент. Кстати, «мучительница» она в прямом смысле слова: тут автор инсценировки Алексей Климашевский «пошел впереди» настоящего автора и заставил фрекен Бок поставить Малыша (Ольга Мошиян) на колени в угол.
Тут вступается Карлсон (Дмитрий Басов), который, став «привидением», именно таким способом решил выгнать ненавистную женщину. «Привидение» есть и в книге, и в известном мультфильме, но там понятно, зачем и, главное, как оно появляется. Здесь же этот путь отсутствует, и появление из-за кресла чего-то белого с нарисованной физиономией — когда успел то, приготовления были незаметны! — выглядит странным.
Ведь самое интересное в театре — именно действия по достижению цели, поставленной персонажем. А у «мужчины в самом расцвете сил» одни обозначения этих самых действий да суетливые перелеты по комнате — иногда под звук моторчика, иногда — без.
В кукольном театре самое интересное — это жизнь куклы, те самые ее действия. К сожалению, именно такой жизни в спектакле маловато. Запомнился разве что жест Малыша, когда, смущаясь, он пальчиками водит по ручке кресла. Кукла Папы вообще ведет себя непонятно — ни одного человеческого жеста: хоть бы галстук на себе поправил. Мама лишь изредка погладит Малыша по голове. Кстати, а что же он такой растрепанный — вроде бы «домашний» мальчик (художник-постановщик Элеонора Корниенко)?…
Словом, над спектаклем еще работать и работать, на что у артистов и режиссера (он же автор инсценировки Алексей Климашевский) до начала очередного сезона есть еще время.
Ростовский Театр Кукол
Другие театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр