На Дону есть на чем воспитывать патриотизм

Вера Овчинникова. экскурсовод, 25 лет проработавшая художником на семикаракорском предприятии "Аксинья"

Вера Овчинникова. экскурсовод, 25 лет проработавшая художником на семикаракорском предприятии

В Ростовской области проходит конкурс «Лидеры туриндустрии Дона-2011». Вместе с членами жюри автору этих строк довелось посетить несколько музеев на востоке области, до которых не так часто добираются гости донского края. А — жаль!

Музей станицы Романовской невелик по размерам и содержит все, что и должен содержать традиционный музей — чучела птиц и зверей, старинные инструменты традиционных ремесел, экспонаты, рассказывающие об обычаях казачьего края.

Сам дом, где расположен музей, вроде бы особого внимания привлечь не может — но это до рассказа нынешней заведующей Надежды Куфиловой. Оказывается, здание в начале века строилась как мануфактурная лавка, во время Великой Отечественной здесь была комендатура фашистов, где в подвале ждали своей участи партизаны, сейчас дом обложен кирпичом и выглядит вполне современной постройкой. О его военном прошлом напоминает памятник замученным подпольщикам.

А во дворе музея — большом и просторном — идет стройка. Здесь возводится здание этнографического комплекса. И с гордостью показывает Надежда его будущие экспонаты. Показывать есть что — один только двигатель 1898 года, до 2007 года работавший на мельнице в Рябичах, чего стоит?! И работал бы дальше, но скорость уже не устраивает — живут сегодня иными темпами, чем в начале ХХ века.

На строительство комплекса выделены два миллиона рублей, в конце октября уже будем открывать, с гордостью говорит заведующая и добавляет, что и на создание музейной экспозиции главой района в 2011 году выделены 200 тысяч рублей. В следующем году начнется строительство фондохранилища. И все бы хорошо здесь, но странновато слышать, что в музее три сторожа, уборщица, бухгалтер и… один музейный работник, она же заведующая музеем. А ведь единица хранителя фондов обязательна для всех музеев, какой бы статус у них не был.

Основную экспозицию Волгодонского историко-этнографического музея на улице имени 50-летия СССР, удалось увидеть мельком, но впечатление она произвела хорошее. И строить экспозицию есть на чем — фонды музея содержат более 70 тысяч экспонатов. Но вот в станице Красноярской на улице Рабочей (сегодня это окраина Волгодонска) 19 сентября 2003 года открылся музей истории донской народной культуры, ремесел и быта. Он расположился в старинном курене начала ХIХ века, который был перенесен со дна Цимлянского водохранилища.

Чего здесь только нет?! Самый старинный экспонат — пороховницы ХIV века. Откуда? Как только открылся этот музей, сюда многое приносили жители города. Сейчас здесь можно познакомиться с экспозицией, рассказывающей о быте казаков ХIХ века. А это не только домашняя утварь, но и мебель, и оружие, и костюмы. Особую атмосферу создают пучки сушеных трав, развешанные под потолком, выбеленные стены, сохраненные фрагменты деревянной резьбы и. песчаный пол подвального этажа.

Любому туристу сможет поднять настроение экскурсия по цехам, где создаются «семикаракорское чудо» — знаменитый семикаракорский фаянс. Вера Овчинникова проработала здесь художником 25 лет, потому знает производство изнутри. Рассказывает Вера Леонидовна просто и одновременно возвышенно о том, как появилось предприятие, чего стоило ему войти в число народных промыслов России и заслужить право ставить клеймо «сделано руками». А уж когда села она за стол да принялась расписывать блюдо, так и вовсе глаз было не оторвать. Тут же предложила Вера Леонидовна всем присутствующим попробовать расписать образец. Да куда там — разве после такого мастера возьмешь в руки кисть?!… Но юные посетители оказываются более смелыми и после экскурсии-урока увозят с собой образцы своего труда. По словам Веры Овчинниковой, уже посетили и предприятие, и музей промысла, который существует при нем, более 30 тысяч ребят.

Дом-музей донского писателя Виталия Закруткина стоит посетить уже потому, что мемориальных музеев такого уровня крайне мало — и не только в Ростовской области. Это не просто память о писателе, но и своеобразный портрет времени. И еще приятно, что в создании экспозиции музея принимала участие коллега — журналист Валерия Тихомирова, лично знавшая Виталия Александровича. Чистота на территории усадьбы писателя поражает и еще раз свидетельствует о том, насколько трепетно относятся сотрудники музея к своей работе.

Экскурсия Татьяны Строковой, директора музея — образец рассказа о творчестве писателя, связанного тесными узами со многими литераторами России. Единственно, что вызывает недоумение: музей такого уровня является… филиалом районного историко-краеведческого музея. Вопрос о том, что дом-музей Закруткина заслуживает статуса, как минимум, регионального, давно стоит на повестке дня.

Четыре музея — такие разные и такие необходимые. Как тут не вспомнить одного из гостей области, завистливо вздохнувшего: «Да, у вас есть на чем воспитывать патриотизм!»