Про нормальную жизнь особых детей

Первенцы Ресурсного центра - ученики 1 класса 50 школы, Ростов-на-Дону

Первенцы Ресурсного центра - ученики 1 класса 50 школы

В Ростове-на-Дону специалисты помогают детям с нарушениями в развитии адаптироваться в окружающей их среде.

Это словосочетание — инклюзивное образование — сейчас повторяется все чаще. И не только повторяется: идет активная помощь детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана) при включении их в систему обучения в обычной школе вместе с другими детьми. Правда, пока эта активная работа ведется весьма ограниченным количеством специалистов, да и школ, готовых принять особых детей, не так много. Довелось побывать в ростовской школе-интернате № 48 второго вида для детей с нарушением слуха, где работает ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Почему этот центр возник именно здесь? Так счастливо сошлись обстоятельства — и наличие высокопрофессионального коллектива во главе с Раисой Маетной, директором, очень восприимчивым к любым инновациям, и появление современной аппаратуры, которая помогает педагогам.

Причем в школе-интернате № 48 есть специалисты практически по всем направлениям работы — тифло- и сурдопедагоги (работа с детьми с нарушением слуха и зрения), которых сегодня категорически мало: их готовят только в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя, по мнению директора школы Раисы Маетной, сейчас все чаще встречаются ребята с целым комплексом нарушений.

В последнее время в центр стали приводить детей-аутистов, то есть, ребят с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Появление такого ребенка в семье — огромное испытание для родителей. А, точнее, мам, потому что далеко не каждый отец выдержит ежедневную и ежечасную жизнь-работу рядом с ребенком-инвалидом. Причем, замечает Раиса Ивановна, мамы становятся такими «продвинутыми» в этой сфере, что обладают знаниями порой даже больше, чем сами педагоги. Но сами они вывести ребенка из его замкнутого на себе мира не могут, а в центре всем педагогам, работающим системно и настойчиво, это удается, потому сюда и потянулись родители с особыми детьми.

Хорошо, если появление ребенка в центре происходит в раннем возрасте — в этом случае есть время подготовки ребят к обучению в обычной школе. Везут родители сюда своих особых детей из Таганрога и Шахт, Аксая и Красного Сулина.

Пока ребят, которых выпустили в обычную школу — шестеро, и окончили они в этом году первый класс в школе № 50. Педагоги из центра сопровождали их учебу весь год (собственно говоря, инклюзивное образование и подразумевает создание условий учебы для таких детей, разработку для них особого образовательного маршрута) — и вот результат.

— Мы были на их выпускном вечере в конце учебного года, — рассказывает Алла Дорохина, руководитель Ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования, — и не могли нарадоваться. Наши дети сидели на сцене вместе со своими одноклассниками. А как они стали читать и писать! Пусть они не усвоили программу в полном объеме, но они общаются со сверстниками! Это огромное счастье для родителей.

Вообще-то этот центр работает на две стороны, и главная, считает Алла Владимировна, это и есть работа с учителями обычной школы. В этом году проведена серия семинаров для специалистов органов управления образованием из всех территорий региона, директоров общеобразовательных школ. Педагогу обычной школы, где в классе появляются особые дети, нужно постоянно принимать во внимание некоторые обстоятельства: например, что ребенок с нарушением эмоционально-волевой сферы быстро утомляется, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы. Важно также то, как дети в классе примут такого ребенка. То есть, и с обычными детьми тоже придется поработать. Самим же детям с нарушениями в развитии очень важно находиться в среде своих сверстников. И школа должна быть в шаговой доступности, и классы — численностью не более 25 человек, не говоря уже о том, что ребенку лучше жить в семье, а не в интернате.

Но, к сожалению, пока нет нормативных актов, регулирующих инклюзивное образование. Нет и посвященной ему новеллы в новом законопроекте «Об образовании». Сейчас создана рабочая группа, которая трудится над такой поправкой, чтобы внести ее во втором чтении законопроекта. И если она там появится, то и в областной закон «Об образовании», заверила председатель комитета по образованию ЗСРО Валентина Маринова, такие поправки будут внесены.

И было бы замечательно, если бы центры по сопровождению инклюзивного образования появились бы в каждом городе и районном центре области. Над моделью такого центра и работают сейчас Ресурсном центре.

Ведь, как уже сказано, количество особых детей растет с каждым годом, а ростовский Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования ежегодно может оказать помощь лишь 25 ребятам.