Образование поможет Россия стать единой и сильной

Всероссийское педагогическое собраниеВ Москве при поддержке Минобрнауки РФ состоялся съезд Всероссийского педагогического собрания «Учитель, семья, общество — инновационные модели взаимодействия». В нем приняла участие делегация от Ростовской области. Председатель регионального отделения и члена Центрального Совета ВПС Александр Нечушкин рассказал, что обсуждали педагоги страны, не собиравшиеся вместе уже более 20 лет

— Всероссийское педагогическое собрание было создано пять лет назад. В 1980 году был первый и последний съезд учителей. Ректор университета управления и технологий Валентина Иванова, депутат ГосДумы от Санкт-Петербурга, предложила: не пора ли послушать, что говорят сами учителя о проводимых реформах? Так возникло Всероссийское педагогическое собрание — ВПС. В президиум его ростовской организации входят и министр образования., и учителя из Цимлянского района, и молодые учителя из Батайска, и ректор ИППК и ПРО Сара Хлебунова, руководители ссузов и передовых школ.

— А мероприятие в Москве получилось правительственного уровня!

— И это, несмотря на то, что предложено направить сюда всех — от простого учителя до руководителей региональных министерств. Проблемы, которые мы хотели вынести на федеральный уровень, оказались общими для всей страны.

— Вы, как известно, были модератором площадки, где главным был вопрос оплаты труда учителей. Что, кроме необходимости повысить эту оплату в кратчайшие сроки, обсуждали здесь учителя?

— Дискуссия шла семь часов, то есть, каждый желающий мог выплеснуть ту боль, которая накопилась. И оказалось, что в тех регионах, которые не перешли на новую систему оплаты труда, до сих пор считают, что лучший способ поднять зарплату учителя — увеличить ему количество часов, и жалуются на это. Но есть перекосы и в тех регионах, которые перешли на новую систему. Деньги иногда перетекают в оплату либо младшему техническому персоналу, либо руководящим работникам, но не педагогам. Не стыкуются многие законы, которые регулируют образование — начиная с СанПИНов, заканчивая критериями оценок работы глав субъектов. Нужна экспертная оценка нормативных актов на совместимость.

Обсуждалась проблема аттестации: учитель работает пять лет, потом результаты его труда фактически обнуляются. Признано необходимым фиксировать это портфолио каждые пять лет и наращивать его дальше. Обсуждались льготы молодым преподавателям. Но разве те люди, которые практически без зарплаты работали в 1990-е, должны остаться без помощи?

Половина выступлений звучало так: хорошо, что учителям повысят зарплату, а работникам дошкольного, дополнительного образования? Понятно, что хочется все — и сразу. Но нужно сначала нормально распорядиться теми 120 миллиардами, которые выделены сейчас. Ведь людям даже не объяснили, что у них зарплата сравняется со средней по региону, а не по их населенному пункту.

— О чем говорил приехавший на этот форум премьер-министр страны?

— Он сказал, что установлены сроки для увеличения зарплаты учителям до средней по экономике в регионах, но губернаторам предложено задуматься: а стоит ли дожидаться этих сроков? И большинство из них доложили, что управятся раньше намеченного.

Сегодня те новации, которые заявляют другие регионы, у нас внедрены (автобусы для сельских школ, интернет), и наша область пойдет дальше. Стоит вопрос о появлении комфортной среды обучения школьников как одного из критериев оценки труда учителя. То есть, не количество учеников в классе, а качество знаний и комфортность среды.

— А кто будет определять, среда комфортна для учеников или нет?

— Хороший вопрос. Мы обсуждали, как обеспечить контроль за этими изменениями. Судя по выступлениям, намечается хорошая связка — родители, трудовые коллективы, профсоюзные комитеты. В таком варианте общественный контроль будет взвешенным.

В очередной раз премьер-министр сказал: «Даже если малокомплектная школа не эффективна, по возможности надо ее спасти». Пути разные, но помогать таким школам надо. По его словам, малокомплектная школа выживет, если на селе появятся нормальные социально-экономические условия.

Так получилось, что мне в день пленарного заседания довелось выступать первым. Пришлось вспомнить, что в этот день 110 лет назад началось строительство Транссибирской магистрали. Образование и призвано связать всю страну, как эта магистраль, если в него сложить средства. Тогда и станет Россия единой и сильной.