По лазеру — антилазером!
После первой лазерной атаки на самолёт, который заходил на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, донские ученые занялись созданием «антилазера» — прибора, который обеспечивал бы защиту глаз пилотов воздушных судов. Несмотря на то, что сегодня готов лишь макет данного прибора, он прекрасно демонстрирует свои защитные свойства. Об истории создания «антилазера» и принципе его работы рассказал один из участников разработки — доцент кафедры робототехники и мехатроники Донского государственного технического университета Владимир Мартынов.
Проблема ослепления пилотов самолётов и вертолётов лазерными лучами в России возникла в середине 2010 года, в Америке и Германии — несколько раньше. Опасность лазерного излучения состоит в том, что оно очень хорошо фокусируется хрусталиком глаза и может стать причиной повреждения сетчатки. Если мощность лазера низкая, лазерный луч отвлекает пилота от процесса управления и может временно ослепить его, если же мощность лазера высокая, то такое излучение может вызвать необратимое повреждение глаз пилота. «В любом случае ситуация представляет угрозу для безопасности полетов» — утверждает Мартынов.
Учеными ДГТУ разработан способ защиты глаз пилотов от лазерного излучения с помощью очков, на стекла которых нанесено специальное покрытие. Стекла кажутся почти прозрачными и пропускают все лучи, кроме лучей лазера. Цветопередача при этом не искажается, зрение пилота не затрудняется, а сила лазерного луча ослабляется примерно в 10 тысяч раз и не представляет для пилота никакой опасности.
— Мы предлагаем такие противолазерные очки, которые могут защищать от лазеров нескольких цветов. Кроме того, наша разработка позволяет наказать лазерного хулигана еще до его задержания, направляя отраженный лазерный луч обратно в глаза злоумышленнику. Дело в том, что поймать таких «лазерных хулиганов» очень тяжело. Количество случаев ослепления пилотов в России уже зашкаливает за сотню, но задержаны лишь несколько человек. Именно поэтому мы предлагаем наказывать лазерных хулиганов до их поимки, — говорит Владимир Мартынов.
Для отражения лазерного излучения используются специальные оптические элементы, расположенные по бокам ветрового стекла кабины пилотов. Когда отраженный луч попадает в глаза злоумышленнику, он поневоле прекращает свои противозаконные действия. Важно отметить, что лазерный луч направляется в глаза злоумышленнику независимо от ориентации кабины самолета. И чем мощнее будет лазерный луч, который направит злоумышленник, тем больший вред он себе нанесет. Для демонстрации того, что направленный на макет лазерный луч действительно отражается в направлении, откуда был послан, Владимир Мартынов удаляется с макетом на расстояние около 15 метров от лазера, а другой участник разработки — аспирант Алексей Гонноченко, исполняющий роль злоумышленника, направляет лазерный луч на макет. Несмотря на то, что Владимир Мартынов поворачивает макет под разными углами, отраженный от специальных оптических элементов луч лазера направляется в сторону лазера и попадает на белый лист бумаги, который держит «злоумышленник».
— Для доведения данной разработки до промышленного использования нужно приобрести измерительное оборудование, отработать технологию нанесения покрытий, а именно, добиться максимальной прозрачности стекла для обычных лучей и максимального задержания лазерного излучения, — поясняет Мартынов.
Ученым требуется время и, безусловно, финансирование. С его помощью за полгода может быть изготовлен опытный образец, который установят в кабине пилота и подвергнут испытаниям. Пока в России не было аварии пассажирского самолёта в результате лазерных атак. Неужели для того, чтобы инвесторы заинтересовались предложением ученых ДГТУ, должна произойти авиакатастрофа?…