Декор многоликий и талантливый

Выставка отделения сценического костюма Ростовского художественного техникума имени М. Б. Грекова в ДГПБ, Ростов-на-Дону

В Донской публичной библиотеке открылась выставка работ студентов отделения сценического костюма Ростовского художественного техникума имени М. Б. Грекова.

Её цель — не просто показать, что украсить можно любую среду обитания человека, но и показать все техники изготовления костюма, которыми овладевают студенты в процессе обучения.

— А техники такие разные, — уточняет искусствовед и преподаватель техникума Ольга Жук, — это и вышивка, и кружевоплетение, бисероплетение и объемная пластика, батик и другие техники росписи ткани.

— На больших выставках, — заметила завотделом искусств ДГПБ Татьяна Карпина, — основное внимание живописи и графике, но ведь прикладное искусство — не менее интересно! Так и родилась идея этой выставки.

На стенах в отделе искусств ДГПБ развешены не просто учебные работы, а настоящие произведения искусства. Так, композиция «Индонезия» (представлены расписные шарфы и платье, а всего коллекция содержит девять предметов) принимала участие в международной выставке этнического костюма в Москве. Среди более чем 150 участников эта коллекция вышла в финал и признана одной из лучших.

В отделе искусств ДГПБ действительно представлено поэтапное овладение техниками работы с тканью. На первом курсе студенты занимаются вышиванием, требующим особой кропотливой трудоспособности и прилежания. Ребята воспроизводят традиционные рисунки русской вышивки ХIХ века. Кстати, далеко не все выдерживают этот экзамен, но те, кто «выжил», учебу продолжают и приступают к овладению техникой росписи ткани. Целая стена на выставке отдана батику. «Вот что хотелось бы иметь у себя дома!» — разве не лучшая оценка работ студентов такие слова об этих полотнах зрителей?!

Другая стена украшена росписями в стиле модерн и постмодерн. Есть здесь и куклы в нарядах, выполненных в этом стиле, и образцы эскизов костюмов. «Каждый исполнитель брал свое десятилетие (образцы из журналов и гравюр служили лишь основой для фантазии юных художников), — объясняет Ольга Жук, — и выполнял работу, используя цвета тканей и силуэты этого времени».

Кстати, кукол в костюмах на выставке много. Это один из промежуточных этапов работы над костюмом — сначала рисуется эскиз, потом в сшитый костюм одевается кукла, а затем выполняется уже сам костюм «в полный рост». Такие «полноростовые» костюмы» на выставке представлены тоже: они — на манекенах, а один — костюм героини трагедии Корнеля «Сид» Химены — помещен в раму. Его автор — Мария Казанцева — признается, что данная работа — ее диплом (руководитель — преподаватель Рита Булгакова). Закончила техникум Мария в прошлом году, сейчас — свободный художник и пришла поддержать третьекурсников, представивших здесь свои работы. «Соскучилась, — говорит, — по своей работе, слишком много сил она забрала. Она перечитала гору литературы по испанскому средневековью (трагедия «Сид», отражая нравы того времени, считается первым произведением французского классицизма) и утверждает, что не одевались тогда испанцы мрачно: сказывалось влияние мавров. По нижнему краю одежды Химены — аппликация в виде цветов и птиц. «Эти символы — воплощение ее чувств, — говорит Мария о девушке, которая разрывается между своей любовью к герою и чувством фамильной чести». С темой она так сроднилась, что собирается делать и мужской костюм — героя трагедии Родриго.

Но самое-самое, что ожидало на открытии выставки посетителей — это дефиле с демонстрацией костюмов коллекции третьекурсников техникума имени М. Б. Грекова под названием «Кокосмос». Идеологи коллекции Наташа Симонова и Лера Лыскина учебную работу превратили в праздник фантазии. А ведь им было дано традиционное задание — взять такой фрукт, как кокос, и трансформировать его в любую форму. А в результате родилась постмодернистская коллекция из 10 костюмов. Здесь огромный, поднятый волнами воротник одного из них — всплеск молока кокоса, когда он, падая, разбивается о землю. А основа другого костюма, сплошь состоящая из застроченных складок — чем не твердая и неровная поверхность этого огромного ореха?!.. Дешевенькая ткань выкрашивалась вручную, оттого фантастические цвета этих немыслимых платьев вовсе не дают предположить скромную фактуру материи.

Наташа Симонова уходила за стеллажи с книгами, и шарики, странным образом прикрепленные к юбке ее костюма, таким же странным образом взлетали и опускались, образуя облако. Ну, чем не кокосмос, вполне отвечающий девизу выставки: «Укрась свой мир!».

Выставка