Рисуют – все!

Екатерина Сергеевна Гребень, преподаватель ИЗО ростовской гимназии № 45

Екатерина Сергеевна Гребень, преподаватель ИЗО ростовской гимназии № 45

В ростовской гимназии № 45, где ряд предметов преподаются на французском языке, уже не первый год часть выпускников выбирает профессию художника. Почему так происходит, и пришлось выяснить, отправившись в эту, одну из старейших школ донской столицы.

Школа небольшая, и самих классных комнат здесь немного, потому в кабинете изобразительного искусства проходят уроки и истории, и французского. Потому здесь не задерживаемся, чтобы не мешать занятиям и выходим с Екатериной Сергеевной Гребень, преподавателем ИЗО ростовской гимназии № 45, в зал, который она называет «художественным». Здесь и вправду на стенах — выставка акварелей и графики — как нынешних учеников, так и выпускников гимназии. Эта традиция — представлять на суд всей школы работы ее учеников. При этом можно заметить, что часть выставки — семейная.

— Лет 10 назад у нас учились две дочери ростовского художника Бориса Бельмасова. Прошло время, и вот Людмила Борисовна уже сама преподает в художественном техникуме имени Грекова, там же сейчас учится ее сын Саша (он вместе с другими студентами Грековки проходил в нашей школе практику), в шестом классе учится дочь Наташа. На первом же этаже школы можно увидеть панно, которое сделал сам Борис Бельмасов. Вот и возникла мысль показать творчество всей этой семьи. Большая часть работ — Наташи. Это пленэр 2011 года, куда она выезжала вместе со студентами Грековки. Художник Владимир Кленов высоко оценил ее акварели: Наташе действительно удается передать состояние природы. А ведь она еще занимается и музыкой, и танцами.

— Моя задача — на уроках их увлекать художественным творчеством — говорит Екатерина Сергеевна. — Если я вижу, что у ребенка получается что-то в этой области, моя задача — направить его. В художественном зале висят работы Виктории Виамовой и Ольги Филатовой, наших выпускниц. Виктория — дизайнер, Оля — выпускница художественно-графического факультета ПИ ЮФУ. Из нее получился очень хороший педагог.

Такой предмет, как изобразительное искусство (не рисование!) начинается с первого класса и поставлен весьма в школе серьезно. В соседнем зале — «французском» — темой выставки стали персонажи истории Франции в рамках такого предмета, как страноведение, которое изучают ребята. Здесь и Наполеон, и Жанна Д Арк, и Людовик ХIV, то есть, в данном случае такой предмет, как ИЗО, работает в русле профиля школы.

Как известно, 2012 год объявлен Гором российской истории. Ребята в седьмом классе, объясняет Елена Сергеевна, будут делать работы на темы «Петр Первый и его время», «Суворов — полководец, который не потерпел ни одного поражения», «Кутузов». И такую выставку можно будет увидеть в одном из залов школы к 9 мая этого года.

Екатерина Сергеевна работает по программе Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Программа Неменского впервые рассматривает искусство как путь воспитания личности. Борис Неменский провозгласил важность художественного воспитания чувств ребенка в системе общего школьного образования — до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной работы со школьниками. Вот и у Екатерины Сергеевны на уроках ребята, если что-то рисуют, то должны понимать, для чего. Если это портрет, то нужно не просто нарисовать «похоже», а передать состояние человека.

— Во втором классе, — рассказывает Екатерина Гребень,- у нас есть задание — нарисовать портреты пап к 23 февраля, портреты мам — к 8 марта. Но до этого мы рассматриваем портреты, сделанные большими художниками. И ребята отвечают при этом на разные вопросы, к примеру, что хотел сказать мастер об этом человеке. А потом предлагается вспомнить своего папу и попробовать передать чувства и мысли о нем. Когда эти портреты развешиваются на доске, папы и мамы узнают себя практически сразу. Гораздо более сложный вариант — когда папу рисовать не с кого…

В последние годы, в художественном зале стали выставляться и работы студентов-практикантов, которые приходят в школу дважды — весной и осенью. Выставленные работы помогают ребятам познакомиться с творчеством своих будущих «преподавателей». Авторитет их от этого только растет. Более того, студенты дарят свои работы гимназистам с автографами и очень ответственно относятся к такому экзамену. Так, Максим Боглов, забрав свою работу на другую выставку, принес и вывесил взамен другую.

И это тоже один из воспитывающих примеров для школьников трепетного отношения к своей будущей профессии.

На снимке: Екатерина Гребень и портреты пап ее учеников.