И граждане, и мастера
Защита дипломных работ в Ростовском художественном техникуме имени М.Б.Грекова традиционно вызывает огромный интерес. Выяснять, подтвердилась ли высокая репутация данной школы в этом году, довелось в общении и с выпускниками, и с одним из рецензентов.
Виктория Яковлева выбрала такую специальность, как «Живопись», причем живопись станковую, предполагающую основательность в выборе предметов своего художественного внимания. Её работа под названием «Возрождение» посвящена художникам-иконописцам, которые сейчас заканчивают роспись храма Казанской иконы Божьей матери в Ворошиловском районе донской столицы. Виктория — ростовчанка и застала то время, когда на месте храма было пустое место, потом появились стены, на ослепительно белых поверхностях которых и ростовские художники, и приглашенные иконописцы из Палеха только начинали делать росписи.
Все пять лет своей учебы она, наблюдая за работой иконописцев, писала этюды и композиции. Все это так завораживало, и, судя по всему, все это так отражалось на лице девушки, что ей однажды дали кисть в руки и предложили поучаствовать в работе. Она, устроившись на возведенных в храме лесах, положила свои мазки в узор орнамента. После этого ей и захотелось сделать дипломную работу на эту тему. Виктория долго искала композиционное решение, пыталась найти некий симбиоз людей и символов, хотя изображены у нее на полотне реальные художники и стена реального храма. Есть у Виктории на полотне и святая Ангелина, покровительница храмостроительства. Эта святая из Сербии, объясняет девушка, которая в России известна мало, а у братьев-славян очень почитаема.
Работы пятерых выпускников специальности «скульптура» так отрецензировал Сергей Олешня, профессор ЮФУ и член президиума Российской Академии художеств:
— Мне приятно, что я увидел зрелые работы. Работы художественные, которые действительно можно назвать скульптурой. У нас в Ростове в последнее время много что ставят на постамент, но к скульптуре это имеет отношение только по материалу — бронзе. Это — как в литературе: не все, что написано, является ее произведением.
Еще приятно, что в сделанных работах видна гражданская позиция. Особенно это заметно в двух композициях, посвященных войне 1812 года — «Денис Давыдов» Михаила Фоменко и «Казачья лава» Тимура Почепко. Приятно, что молодые ребята обращаются к такой теме и решают ее удачно. И приятно, что Ольга Флягина, руководитель их дипломных работ, сама является выпускницей «Грековки».
26 июня я буду выступать на заседании президиума Российской Академии художеств и обязательно расскажу, как хорошо на защите дипломных работ выступили студенты-скульпторы. Я бываю во многих учебных заведениях России, вижу много всякого и имею возможность сравнивать. И сравнение сегодня — в пользу Грековского техникума.
И еще раз — о теме. Я люблю Россию — и имперскую, и советскую, и нынешнюю, и не считаю, как многие сегодня, что вот тогда-то и тогда-то было плохо. Если мы будем своим детям рассказывать о том, чтобы хорошего на каждом этапе нашей истории, может быть, тогда они и вырастут настоящими гражданами. Ребята, которые работали с темой 1812 года, доказали, что они — нормальные граждане и уже зрелые художники. Мне было приятно видеть, как они работают. В университете люди учатся уже сформировавшиеся, а в техникум приходят почти дети и вырастают в мастеров, формируются здесь как личности. И это очень ценно.
И еще из приятных моментов — некоторые дипломные работы студентов отделения дизайна уже имеют сугубо практическое значение и, возможно, будут воплощены в жизнь. Среди них — проект телевизионной студии программы «Провинциальный салон» (Анастасия Золотарева) и проект интерьеров фойе Ростовского кинотехникума (Ирина Борецкая).
На снимке: Виктория Яковлева и ее работа «Возрождение