Игорь Гуськов: «Новые стандарты позволят каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию образования»
Закончился учебный год, в котором новые стандарты образования были введены в первых классах всех донских общеобразовательных школ. Об итогах этого года, а также об особенностях госстандартов третьего поколения для старших классов рассказал заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов.
— Игорь Александрович, все ли школы смогли создать условия для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)?
— Сразу уточню: еще 1 сентября 2008 года Ростовская область в качестве федеральной экспериментальной площадки (из 83 субъектов РФ были отобраны всего 14) приступила к внедрению ФГОС в начальных классах. То есть, опыт работы в новых условиях к 1 сентября 2011 года, когда по новым стандартам начала работать вся начальная школа, у нас уже был.
Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены — и так по всем предметам. Стандарт нового поколения переводит фокус внимания с содержательного компонента на структуру образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, на условия организации образовательного процесса и здоровьесбережение
Новый стандарт для внеурочной деятельности на каждый класс добавляет по 10 часов в неделю. В итоге ученик первого класса сегодня учится в «школе полного дня»
Для этого нужно было подготовить, прежде всего, преподавателей, и к 1 сентября 2011 года все учителя донской начальной школы прошли курсы повышения квалификации по новым стандартам. Все ученики первых классов обеспечены необходимыми учебниками. Новые стандарты предъявляют новые требования к условиям организации учебного процесса, и мы в течение пяти лет в рамках ПНП «Образование», а также в рамках модернизации региональной системы образования приобретали новое оборудование, прежде всего, для начальных школ, понимая, что стандарты будут вводиться поэтапно, начиная с них.
— А что же в качестве оборудования имеют сегодня начальные школы Ростовской области?
— В начальной школе сегодня — и компьютерная техника, и интерактивные комплексы.
Сюда входят интерактивные доски, мультимедийный проектор, учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты и так далее), включающие в себя все предметные области начальной школы, мобильный компьютерный класс (один учительский и 13 ученических персональных компьютеров), а также оборудование для выполнения работ по темам предмета «Окружающий мир» (цифровые датчики и микроскопы). Кроме того, школы продолжают получать лаборатории естественно-научного цикла для кабинетов физики, химии, биологии. Это оборудование позволит обеспечить принцип деятельного подхода — основной принцип реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
— Как прореагировали родители на создание «школы полного дня»?
— Мнения родителей, заинтересованных участников учебного процесса, более чем положительны — так говорят соцопросы, проводимые в школах. Ведь у детей во второй половине дня есть возможность заниматься тем, что им нравится, то есть, формировать траекторию своего индивидуального развития. К тому же есть возможность в полной мере использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования, а также организаций культуры и спорта.
— Нельзя не согласиться, что в начальной школе внедрение новых стандартов идет удачно. Но в СМИ прошло сообщение, что утверждены новые образовательные стандарты и для старших классов, где предметы естественного цикла остались за списком обязательных предметов. Действительно ли наши ученики (а какой ребенок захочет изучать «лишний» предмет?!) должны остаться в неведеньи насчет основных законов природы?
— В 2011 году по новым стандартам стали учиться первоклассники. В 2012 году эти ребята перейдут во второй класс, и по новым стандартам начнут учиться и вновь набранные первые классы, и нынешние второклассники. Таким образом, только в 2015 году в области по новым стандартам начнет работать вся начальная школа. И только в 2020 году вступят в силу стандарты третьей ступени — 10–11 классы.
Дискуссии о содержании ФГОС для старших классов идет уже на протяжении года — как только они были заявлены. Моя точка зрения основывается на точке зрения тех, кому придется работать по этим стандартам — учителей. Подавляющее число учителей начальных школ новые стандарты приняли и считают их удачными. Что касается второй ступени, то есть еще время, в течение которого этот стандарт может претерпевать какие-то изменения, несмотря на то, что Минобразования и науки РФ уже утвердило стандарты второй ступени (5–9 классы) и третьей ступени (10–11 классы).
Стандарты второй ступени особых нареканий пока не вызывают, хотя работа экспертного сообщества по этому поводу продолжается. До введения этих стандартов, в них, возможно, будут внесены какие-то коррективы. По третьей ступени большие споры вызывал первый вариант, заявленный как пробный, из которого чудодейственным образом исчезли такие предметы, как химия, что беспокоит и меня, поскольку я — выпускник химфака РГУ. Без химии, биологии, физики, географии невозможно дать школьнику в ХХI веке реальное представление об окружающем мире! Поэтому эта версия оправданно была подвергнута критике. И она доработана. В новой версии в 10–11 классах эти предметы присутствуют.
В структуре основной образовательной программы четко определен объем знаний по тому или иному предмету, который должен получить ученик. Сама программа имеет две части — основные предметы и предметы по выбору, то есть, те, которые выбираются участниками образовательного процесса. Пропорция по второй ступени средней школы прописана: 70 процентов — это основные предметы, куда входят предметы и естественно-научного цикла, 30 процентов — предметы по выбору. И в каждом образовательном учреждении, исходя из стратегии развития этого учреждения, все это приказом утверждается.
По третьей ступени четкого распределения нет, но если судить по набору ограничителей — они прописаны в приказе министерства — пропорция сохранится. И это позволит каждому ребенку, который определился с выбором будущей профессии, выбирать индивидуальную траекторию своего образования.