Лариса Балина: «В объединении училищ и техникумов больше достоинств, чем недостатков»

Накануне нового учебного года о программе оптимизации сети учреждений начального и среднего профобразования рассказала министр общего и профессионального образования области Ростовской области Лариса Балина.

— С чем связано появление программы оптимизации?

— Наши профессиональные образовательные учреждения готовят рабочие кадры в соответствии с региональным заказом. В последние годы изменились требования к организации учебного процесса со стороны федерального министерства образования, принята и Стратегия-2020, которая предполагает оптимизацию структуры подготовки рабочих кадров. С этим и связаны все мероприятия программы.

— Если ли уже результаты, которые говорят о том, что оптимизация — это путь правильный? По какому принципу объединяются учреждения?

— Мы объединяем учреждения начального профобразования путем слияния одного с другим, это можно назвать «объединением по горизонтали». Второй путь — когда учреждения НПО присоединяются к учреждениям среднего профессионального образования, то есть, училища — к техникумам. Подобная реорганизация позволяет улучшить материальную базу организации учебного процесса, а также расширить возможности, которые дают учащимся более высококвалифицированные педагогические кадры. Кроме того, при реорганизации учреждений зачастую меняется их тип. Часть учреждений НПО за последние годы стали автономными, часть из них, пролицензировав специальные программы и улучшив условия образовательного процесса, перешли из системы НПО в СПО. Мы продолжим этим заниматься в течение следующих лет — тем более, что в текущем году в ведение нашего региона перешли еще 24 учреждения среднего профессионального образования.

Приведите, пожалуйста, положительные последствия объединения учреждений системы НПО.

— Завершен процесс реорганизации лицея № 3 Ростова-на-Дону, активного социального партнера Ростсельмаша. В прошлом году к нему присоединено профессиональное училище № 2. При этом не только сохранена вся материально-техническая база обоих учреждений, но и увеличилось количество специальностей для подготовки рабочих кадров, в которых нуждается экономика Ростовской области. В текущем году восемь учреждений системы НПО уже изменили свой тип и вид, перейдя в систему СПО, в процессе реорганизации находятся три учреждения.

— Какова судьба сельскохозяйственных техникумов, которых в Ростовской области немало?

— Эта тема достаточно серьёзная, поскольку профиль подготовки специалистов в наших сельхозтехникумах довольно узкий. Расположение этих техникумов связано с территориями, для которых они специалистов и готовят. Мы будем их укрупнять, но пока этой работой не занимаемся. Но укрупнение этих техникумов пройдет за счет присоединения к ним профессиональных училищ, поскольку техникумы обладают более совершенной материально-технической базой, и обучение рабочим специальностям в техникумах может идти на более высоком уровне. Подготовка кадров для сельского хозяйства сегодня не нуждается в скорейшей модернизации, а вот подготовка кадров для отраслей промышленности, строительной индустрии, словом, тех сфер, где идет активное развитие, требует мер, которые позволят их обеспечить высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами.

С 1 сентября 2011 года все специальности у нас реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Условия, которые диктуют ФГОС — соответствующие материально-техническая база и кадровый потенциал. Они и могут быть созданы при укрупнении.

— Не будет ли массового увольнения преподавателей и мастеров при укрупнении училищ?

— Кадровый потенциал сохранится, поскольку учащиеся переходят в укрупненное учреждение в полном составе. Более того, такая реорганизация позволяет оптимизировать бюджетные расходы, которые не уходят из отрасли, а идут на улучшение материально-технической базы.

Хороший пример — лицей модной одежды № 21, который сейчас находится в процессе реорганизации. Он располагался в условиях, которые не соответствовали ФГОС. Сейчас идет его присоединение к Ростовскому техникуму индустрии моды, экономики и сервиса, у которого для этого достаточно площадей. После присоединения набор в лицей будет осуществляться и для тех, кто окончил девять классов, раньше его учащимися могли стать только выпускники 11-х классов. А сразу после окончания лицея выпускники по желанию могут стать учащимися техникума, что является важным элементом непрерывного образования. Могу заметить, что ученики лицея этому очень рады.

Яндекс.Метрика