Охранная ммс видеокамера работает при установке SIM карты.

Безопасность с гарантией

За 40 лет существования службы авиационной безопасности в Ростовском аэропорту никаких экстренных ситуаций в самом аэропорту зафиксировано не было. О том, как работает эта служба, обеспечивая безопасность пассажиров, как помогает ей в этом Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, рассказали начальник службы авиационной безопасности Константин Лайко и его заместитель Виталий Лисин

-Вы видите видеоролики на мониторах в здании аэровокзала, которые касаются предупреждения тревожных ситуаций. В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте их разрабатывал Минтранс России. Мы запускаем эту информацию постоянно.

— Главная головная боль всех дизайнеров — люди смотрят и не видят то, что видеть должны бы. Ваши ролики привлекают внимание пассажиров?

— На мониторах, которые расположены в здании аэровокзала, идут не только ролики, которые разработаны в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, но и программа информирования населения о том же по линии МЧС. Все это ярко, красочно и броско, причем говорится о случаях, не обратить внимание на которые невозможно, потому, мы считаем, информация до пассажиров доходит

— Про что же конкретно информируют ролики пассажиров?

— Про то, что нельзя брать у незнакомых людей вещи, обращать внимание на безхозные предметы в здании аэровокзала, на повышение бдительности: к примеру, если кто-то куда-то подошел и что-то получил для передачи.

— Бдительность людей в последнее время повысилась?

— У нас в Северо-Кавказском регионе бдительность пассажиров была всегда на высоте, хотя выявление всех безхозных предметов и вещей — в компетенции сотрудников авиационной безопасности и линейного отдела полиции в аэропорту Ростова-на-Дону.

— Но ведь бывали случаи, когда сами пассажиры обнаруживали «безхозы»?

— Бывали. К тому же по громкоговорящей связи в течение каждых 40 минут идут постоянные объявления, призывающие к бдительности, информация о тех предметах, которые можно провозить, которые — нельзя, просьба обращать внимание на «безхозы». Недавно у нас проходили учения на территории аэропорта под названием «Дон-антитеррор-2012», в ходе которых участвовали сами пассажиры. Они сами обращали внимание на подозрительных личностей. Так были задержаны лица, находящиеся в розыске.

— Но это, так сказать, фактор человеческий, а какая техника стоит в аэропорту для того, чтобы пассажир действительно мог чувствовать себя в безопасности?

— Досмотровая техника, стационарные рамки металлодетекторов эксплуатируемые в аэропорту отвечают всем предъявляемым требованиям. Здание аэровокзала, привокзальная площадь и территория аэропорта оборудовано современной системой видеонаблюдения. На протяжении последних лет в аэропорту проведена работа по установке дополнительного периметрового ограждения протяженностью 4170 метров, так называемого второго барьера безопасности, предназначенного для повышения уровня безопасности от незаконного проникновения извне. И на этом работа еще не закончена.

— Сотрудников обучаете?

— Обучению сотрудников уделяется большое внимание. Мы приглашаем преподавателей специализированного научно-учебного центра «АБИНТЕХ» из Москвы. Особое внимание уделяется процедурам предполетного досмотра, досмотра граждан, входящих в здание аэровокзала, досмотра воздушных судов, то есть всему комплексу досмотровых мероприятий. Кроме этого, с работниками службы авиационной безопасности проводят занятия сотрудники правоохранительных органов — взрывотехнических служб транспортной полиции и Управления ФСБ по Ростовской области. Во время занятий сотрудники правоохранительных органов обучают действиям по обнаружению в ручной клади и в багаже запрещенных предметов и веществ, взрывных устройств и их компонентов.

— «Народное радио» донесло до нас, пассажиров, что пройдет некоторое смягчение правил досмотра. Так ли это и не поспособствует ли оно намерениям недоброжелателям?

— Действительно, вышли новые дополнения к правилам досмотра, которые утверждает Минтранс России. Исходя из них, пассажир имеет право не снимать обуви при досмотре, если толщина его подошвы не толще одного сантиметра и толщина каблука — менее 2,5 сантиметров. Но мы предупреждаем, что если при проходе пассажира через рамку детектора она «сработает» на уровне обуви, мы обязательно его возвратим и попросим его снять обувь, чтобы проверить возможные вложения в подошву.
Обещаны и послабления при перевозке жидкостей в ручной клади. Сегодня появились приборы, которые смогут определить, что находится в бутылке.
Так что вроде бы правила и смягчились, но безопасность остался на том же уровне. На борт воздушного судна не должно попасть ничего запрещенного. Мы для этого делаем все возможное и невозможное, так что просьба к пассажирам — все это понимать.

— Так какая же в Ростовском аэропорту стоит аппаратура, обеспечивающая безопасность?

— Вся досмотровая техника у нас — немецкого производства. Это, прежде всего, рентгенотелевизионные интроскопы, предназначенные для досмотра ручной клади пассажиров и багажа. В 2005 году было принято решение приобретать именно их, так как у них лучшая разрешающая способность, больше возможностей при распознавании органики и металла. В прошлом году были закуплены новые приборы для выявления взрывчатых веществ канадского производителя, которые активно используются правоохранительными органами и коллегами из других аэропортов. Эти приборы позволяют выявлять частицы взрывчатых веществ, находящихся на руках, одежде и вещах пассажира.

— Значит, собачки вам уже не нужны?

— . Без них пока не обойдешься. Не все взрывчатые вещества могут выделять пары, которые зафиксирует прибор. А собака может работать в потоке — в том самом потоке пассажиров, что существует, при входе в аэровокзал и который прибором охватить невозможно. Так что без собаки пока — никуда. Прибавьте к этому воздушные суда. У нас идет и большой поток грузов, так что мы все время привлекаем учебный кинологический центр нашей полиции. Кинологи у нас работают и на входе в аэропорт, и в пункте досмотра, и на грузовом складе, на и борту воздушного судна.

— Если прибор что-то обнаружил на человеке, более тщательный досмотр вы при
этом делаете?

— Обязательно. Совместно с сотрудниками полиции мы имеем право провести в таких случаях личный досмотр пассажира согласно нашего законодательства. В аэропорту есть комнаты для личного досмотра.

— В израильских аэропортах идет такое тщательное наблюдение за пассажирами, что террористов выявляют по элементам поведения. А в нашем аэропорту есть что-то подобное?

— В рамках реализации приказа Минтранса России № 40 по выполнению требований обеспечения транспортной безопасности в аэропорту организован и работает круглосуточный пункт видеонаблюдения. Наши сотрудники используют более 100 видеокамер наблюдения. То есть, мы имеем возможность вести постоянный визуальный контроль за пассажирами и их поведением на всех этапах обслуживания в аэровокзале.

То, о чем вы говорите, называется профайлинг (метод выявления лица, вынашивающего противоправные замыслы). Этому наши сотрудники обучаются в учебных центрах в Москве. Так что все лучшее, что есть в Бен-Гурионе, мы стараемся применить и у нас.

Мы гарантируем безопасность наших пассажиров, всех приглашаем в полет и сделаем все, чтобы полет был приятным. То есть, чтобы пассажир вышел из здания аэропорта и поднялся на борт судна в хорошем настроении, уверенный в своей безопасности.