О патриотизме, растасканном на анекдоты
В Ростовском Молодежном — долгожданная премьера. Театр представил зрителю спектакль под названием «Гусары, вперед!», в основу которого легла известнейшая пьеса «Давным-давно». По сути, представление свелось к анекдотам об известном поручике, и если театр именно так понимает патриотическое воспитание, то он прав, поставив на афишу сакраментальную цифру (+18).
Однако все — по порядку. Расставшись с режиссером Игорем Черкашиным, который начал работу над спектаклем, театр в лице нового директора Карины Сердюченко пригласил режиссера Михаила Заеца. Зрители его помнят по спектаклю «Киллер Джо». Постановка лихая, но хотелось увидеть этого режиссера и с иной стороны. Вроде бы к этому он устремил свои замыслы: грант-то министерства культуры направлен на воспитание патриотизма. Так почему бы не связать две войны Отечественные — 1812-го и 1941–1945 годов? Мысль здравая, но требующая новой пьесы — в данном случае пьесы про то, как в гарнизонном клубе перед войной самодеятельные артисты разыгрывают популярную пьесу «Давным-давно». И это должно быть не обозначение, а именно проигрывание, прочувствование патриотического текста накануне великих испытаний.
Но кто же эту пьесу-то напишет? За нее платить нужно, а денег у театра нет. Вот и обошлись упоминанием на заднем плане некоего комбата (99 процентов зрителей этого даже не услышали), который приехал и спектакль смотреть будет, да поставили прекрасную актрису Светлану Садикову объявлять «номера» пьесы, одев ее в белые носочки.
Самое обидное, что все играют великолепно. Бесподобен граф Нурин (Дмитрий Нефедов), заводящий всех и вся. Сразу узнается придворный шаркун в графе Балашове (Дмитрий Зуев). Интересен и Кутузов (Вячеслав Кусков), как должно, обаятельна и интересна Жермон Луиза (Анна Корзун).
Словом, хороши все, кроме главной героини, ибо выбор актрисы без сценического обаяния (а Марина Карлышева его явно не имеет, к тому же и не слышит партнеров) на роль Шурочки Азаровой — это нонсенс. Но так профессионально играть, как наши артисты, гарнизонная самодеятельность не может! Артисты «из народа» играют совсем по-другому, возможно, искренне, но уж точно не так же, как великолепные актеры Молодежного. Словом, нужна другая манера актерской игры. А если прибавить к этому часто рассказываемые со сцены анекдоты про поручика Ржевского понятно какого толка, то смятение чувств зрителя после спектакля понять можно.
А уж объявление начала Великой Отечественной после объяснения Шурочки и Ржевского (прекрасная роль Сергея Беланова!) вызывает чувство неловкости за столь лобовой ход. Словом, первый «блин» нового главного режиссера Молодежного получился комом. Пожелаем ему, чтобы любимый им Гоголь (следующая премьера театра — «Вечера на хуторе близ Диканьки») получилась у него иным.