Точка возврата
В Южном научном центре РАН увидела свет книга-исследование «Война. Юг. Перелом». Она посвящена событиям на юге России лета 1942-го — осени 1943 годов. Ранее неизвестные факты позволяют говорить об открытии новой страницы в истории Великой Отечественной.
— Пришло время обозначить ту самую точку, от которой фашисты покатились обратно на запад, — сказал на презентации книги председатель президиума ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов. — Все знают про Сталинград, но можно назвать 5—7 ноября 1942 года, бои под Кизил-Юртом. Враг открыл ворота на Кавказ летом 1942-го, зимой 1943-го Советская армия их закрыла.
Поставляли фактический материал, по словам одного из авторов книги, доктора исторических наук Евгения Кринко, работа сотрудников ЮНЦ в архивах, региональных и федеральных, в фондах музеев, их давали воспоминания ветеранов-участников событий, находки поисковых отрядов.
— Против нас на юге воевал настоящий гитлеровский «интернационал» — рассказывает Владимир Афанасенко (институт социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН) и перечисляет состав фашистских частей. Это румыны, финны, итальянцы, венгры, словаки, хорваты, испанцы, норвежцы, голландцы, эстонцы. Были здесь и части, сформированные из калмыков, грузинские и армянские батальоны. Так что лучше сказать про войну антибольшевистской Европы против СССР.
В подтверждение слов Владимира Ивановича в новой витрине актового зала ЮНЦ РАН представлены найденные при раскопках медальоны грузинского добровольческого легиона, армянского легиона, редкие находки, говорящие о горных егерях-румынах, памятный знак «Кубань», найденный на «Голубой линии» (эту линию защиты Новороссийск-Неберджаевская-Крымск-Темрюк называют еще «Миус-фронт-2»). Представлены и фашистские агитационные листовки, прекрасно сохранившиеся в земле Миус-фронта.
Руководитель поискового объединения «Миус-фронт» Андрей Кудряков рассказал о результатах поисков и раскопок. Уникальность земли Миус-фронта — песчаник-глина, камешки — позволяет сохраняться в хорошем состоянии предметам. Сохранились даже надписи на банках: в витрине выставлены баночки, извещающие о том, что в них находились французские сардины и… крем «Невея»!
Плотность снайперской работы демонстрируют несколько отверстий, находящихся рядом, на каске советского бойца. «У фашистов каски были более прочными — вольфрам добавляли, — вздыхает Владимир Афанасенко.
По словам академика Матишова, книга состоит из неизвестных эпизодов, деталей, нюансов, позволяющих прояснять некоторые события. К примеру, такой военачальник, как Малиновский, сдал летом 1942-го Ростов, и к этому долгое время было отношение отрицательное. Но, считает Геннадий Григорьевич, он, скорее всего, выбрал правильное решение, иначе бы попали в «котел», как под Харьковом, многие и многие части РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии). Попали же под Миллерово в окружение около 150 тысяч наших солдат, а что мы знаем про это? Немцы были вооружены гораздо лучше, чем мы, и техника у них была более совершенна, так что мы показываем, кого же мы все-таки победили. Военному искусству учились трудно, но мы здесь показываем, что РККА все-таки научилась воевать. Это необходимо донести до молодежи, считает академик, которая очень интересуется военной историей.
Что же принципиально нового открыли для читателей авторы книги?
Впервые оценена подлинная глубина фашистского прорыва: 29 августа немецкие танки были в 30 километрах от Кизляра, где проходила «нефтяная дорога жизни» — вступившая в строй 4 августа 1942 года железнодорожная ветка, по которой шли грузы ленд-лиза из Ирана (роль иностранной помощи также переоценена в книге — она сыграла гораздо большую роль, чем ей принято приписывать), а также составы с ГСМ для армии.
Впервые в российской историографии установлена истинная численность немецких войск, пробивавшихся к кавказской нефти. Их было более 536 тысяч — в три раза больше объявленных ранее, что требует переоценки состоявшихся сражений.
А цена победы на юге России на 9 октября 1943 года такова: наши — 2929780 бойцов и командиров, и это еще не окончательная цифра. Гитлеровский интернационал — 1152245 солдат и офицеров.
С изданием можно познакомиться в Донской государственной публичной библиотеке, в магазинах книга не продается.