Эх, полетим!

Самолет ОАО ТАНК имени Г. М. Бериева

Из окон цехов ОАО «ТАНК имени Г. М. Бериева” можно увидеть море, потому неудивительно, что сам комплекс специализируется на морской авиации. Само самолетостроение в Таганроге является старейшим в России, недавно — в 2011 году — торжественно отметив свое 95-летие. Однако «старший» вовсе не значит «отсталый».

Стоит напомнить, что в 2009 году ТАНТК имени Г. М. Бериева было включено в перечень предприятий стратегического назначения, а в 2011-м научно-технический комплекс, присоединив к себе ОАО «Тавиа», стал единым предприятием.

— Мы специализируемся не только на конструировании, но теперь уже и на производстве самолетов гидроавиации, — рассказывает первый заместитель гендиректора ТАНТК имени Г. М. Бериева Александр Горин. — Конкурентов у нас в России, да и за рубежом нет.

Приоритетным инвестиционным проектом на предприятии является перенос производства многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 на таганрогскую производственную площадку. Ранее самолет выпускался на Иркутском авиационном заводе, а “доводился” в Таганроге. Однако привыкшие к производству сухопутных самолетов сибиряки не смогли производить непроницаемые для воды днища машин.

Монтаж оборудования в Таганроге начался в конце 2010 года, были организованы новые цеха и участки. На предприятии началось техническое перевооружение, программа которого — четыре миллиарда рублей — рассчитана до 2013 года включительно.

Авиационное производство по своей природе — одно из самых инновационных производств, потому неудивителен тот факт, что предприятие вошло в ряд федеральных целевых программ развития ОПК до 2020 года. Одна из них называется «Разработка и изготовление крупногабаритных радиопрозрачных обтекателей». Цех по их производству уже введен в строй, на свет появился первый образец этой инновационной продукции. Из других инноваций можно упомянуть использование углепластиковых материалов, которые по весу существенно легче металла, а по эксплутационным характеристикам его превосходят.

Сам самолет БЕ-200 — вовсе не дорогая игрушка, а крайне необходимый стране самолет. Уже есть заказ МЧС России на шесть таких машин таганрогской сборки. Здесь с благодарностью вспоминают Сергея Шойгу, весьма и весьма поддержавшего таганрожцев. Готовится контракт по производству еще восьми таких самолетов для Министерства обороны страны. Еще одним заказчиком самолета может стать «Авиалесохрана».

О роли Бе-200 в пожаротушении, причем не только в России, а также в Греции, Италии, Португалии известно много. Уточним, что набирает этот самолет до 10 тонн воды за считанные секунды, а за час может совершить до 10 вылетов. Однако он не только тушит пожары, но способен взять на борт до 72 пассажиров, а также до шести тонн грузов. А если вспомнить, что для его посадки не нужна традиционная взлетно-посадочная полоса, то это настоящее спасение для Дальнего Востока с его многочисленными реками и озерами, уже практически лишившегося малой авиации, столь нужной для этого края.

Более того, это практически российский самолет: иностранное участие (комплектующие) — два-три процента. При этом Бе-200 — сертифицированная по европейским стандартам машина, потому можно понять огромный интерес к ней иностранных покупателей. Первой страной, куда улетел на постоянное место жительства БЕ-200, стал Азербайджан.

— У нашего комплекса много работы в настоящее время и большие планы на будущее, — сказал на прощание Александр Горин. Главным же итогом прошедших десятилетий стало создание и сохранение отечественной конструкторской школы, занявшей сегодня ведущее место в мире в создании гидросамолетов и самолетов-амфибий.