«Вечерние» игры в Молодежном

Спектакль Вечара на хуторе близ Диканьки Ростовского Молодежного театра

В Ростовском областном академическом молодежном театре — премьера спектакля, в основу которого положена повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Энтузиазм актеров, несмотря на некоторые скабрезности в постановке, заразил зрителей, которые долго аплодировали после спектакля.

— Меня с детства завораживала история кузнеца Вакулы, Оксаны, Солохи и Пацюка. Я хохотал над Дьяком и замирал от атмосферы праздника и волшебства. Каждый Новый год по телевизору показывали старый фильм Александра Роу, — и вся семья, друзья, знакомые все время хохотали до слез. Я вырос, и время от времени перечитывая ее, заново погружаясь в атмосферу Рождественской ночи, мне хотелось поделиться своим видением повести с другими. Так возникла идея поставить спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мне кажется, что в нашей стране нет человека, который бы не видел фильма не читал самой повести Гоголя или не знаком с одноименным новогодним мюзиклом. Тем любопытнее будет посмотреть спектакль в Молодежном театре. Обещаю, скучно не будет! — таковы слова режиссера спектакля Михаила Заеца, предваряющие эту премьеру.

Скучно действительно не было. В основе спектакля — игра в «Вечера…» именно в рождественскую ночь, где в начале актер Александр Семикопенко (не только Голова по повести, но и словно исполняющий партию протагониста в этом «греческом» хоре), распределяет роли между участниками игры. Атмосферу на сцене создают «снежные» сугробы, мостики, украинская хата, стоящая в центре сцены (художник-постановщик — Алексей Паненков) и огоньки в окошках разбросанных в пространстве сцены других хат хутора.

Хороши все исполнители, среди которых, тем не менее, выделяются Черт (как всегда, блестящая работа Сергея Беланова) и Солоха (Светлана Лысенкова). Первый существовал на сцене, как бы отражая восприятие зрителями безумств влюбленного Вакулы (Роман Меринов), что абсолютно в русле гоголевского юмора. В этих же координатах играла и Светлана Лысенкова, которую до того довели гости, что в конце сцены с метлой в руках она сама уходит разбираться с очередным незваным.

Не смущают и некоторые «вставки» в гоголевский текст типа «Что такое сало?» — вопрос, с которым бросается матушка Екатерина (она же Светлана Лысенкова) к Потемкину (он же Сергей Беланов). Так потряс ее вопрос Вакулы об этом истинно украинском продукте.

Да и позолоченные кеды-черевички — с того же поля «ягоды».

Словом, все бы ничего, но смущают фривольные жесты и мизансцены. Они явно не в гоголевском духе, который, конечно же, целомудренным не был, но всегда лишь намекал на ситуацию, отдавая остальное подумывать читателю.

Словом, уже вторая премьера Молодежного идет под грифом «+18». Да и прозвучавшая перед спектаклем реклама будущей премьеры говорит о спектакле, который «потянет» на ту же категорию.