Судьбы ее простое полотно
Недавно отпраздновавшая 75-летие область вспоминала тех, кто своим трудом составил ее славу ее экономики. Среди героев, которых чествовали в эти дни, были шахтеры и комбайнеры, строители и дорожники. Многие до сих пор — на виду, другие… Немногие в Табунщикове Красносулинского района знают, что живет на улице Октябрьской их села женщина, имя которой четверть века назад было широко известно не только на Дону, но и по всей стране. Зоя Назарова — полный кавалер ордена «Трудовая слава», что приравнено к званию Героя Труда.
Родилась Зоя в старинном селе Богатиловка Сечинского района Горьковской, а нынче Нижегородской области. После окончания школы в 1964 году пришлось уехать. Родственники жили в Иванове — туда ее, к тому времени сироту, тетка и отправила. А Иваново, как известно город ткачих-невест. Стала Зоя на фабрике имени Дзержинского ученицей ткачихи. Две недели поучилась — и в ее распоряжении оказались станки.
Проработала там девушка восемь лет, вышла замуж. Брак оказался неудачным. Оставшись с дочкой на руках, стала Зоя искать по всему тогдашнему Союзу места, где нужны были рабочие руки. Они-то требовались везде, но для этих рук жилплощади не хватало. Случайно узнает Зоя, что в Шахтах открывается большой комбинат, и, даже не списавшись заранее, переезжает сюда — и сразу на работу.
В проекте комбината значилось несколько фабрик. Прядильное производство уже работало полгода, а на ткацком — станки только монтировались. В ноябре 1972-го и заработало ткацкое производство, известное знаменитой «шахтинкой» — тканью, пользующейся за свое качество большой популярностью.
Стали думать ткачихи, как им применить стахановские методы, то есть, работать быстрее и лучше, чем требовалось согласно нормам. Для них это значило увеличение зоны обслуживания оборудования. Станки на обслуживание стали брать по силам. Норма была — 24 станка, Зоя взяла 48.
А ведь каждый требовал внимания — его не просто нужно было запустить, поставив тяжелые шпули с нитками на места, но и постоянно следить, чтобы нити не обрывались. Обрыв — остановка станка. Узел, скрепляющий концы нитей, нужно было завязать с большой скоростью. От этого зависит и качество ткани, и то, как быстро после остановки сможешь запустить станок. Наработанная ловкость пальцев у Зои Михайловны сохранилась до сих пор.
— Вырабатывался маршрут, — рассказывает Зоя Михайловна, — когда, проходя от станка к станку, в круге твоего внимания оказывались все работающие механизмы. А шум от их работы стоял такой, что приходилось пользоваться берушами.
Труд был тяжелым, но потом ведь пришла и общественная работа — депутатская. Сегодня она сама не понимает — как успевала. Наверно, за счет молодости, энергии, какого-то подъема: работали-то с удовольствием. А еще с первых дней решила Зоя, что надеяться ей не на кого: так что нужно было работать и не от кого не зависеть.
Каждая ее пятилетка, выполненная досрочно, оценивалась орденом «Трудовая Слава». А ведь никаких особенных станков у нее не было. От работы — мозоли такие, что посторонние удивлялись — да кем вы, женщина, служите?… Новые станки поступили в 1980-х. Работать стало полегче — во время смены и присесть для отдыха время было, и их производительность оказалась побольше. Да и чистил эти станки сжатый воздух.
Словом, как в той песне: «Жила к труду привычная, девчоночка фабричная…» Работала Зоя — к славе не стремилась, землю, говорит, под собой чувствовала. Ни бригадиром не стала, ни начальником цеха — все свои 33 трудовых года (в Шахтах — 26 лет) так и отработала ткачихой.
Сколько сделали станки под ее присмотром метров ткани, она не считала. Сосчитали тогдашние журналисты, придумав такую метафору: ее тканью можно обернуть шар земной и бант при этом завязать.
В Табунщикове она оказалась, выйдя замуж. Погиб внук, боль от этой потери была страшная. А тут познакомили ее с мужчиной, детям которого была нужна мать. Словом, предстоял Зое Михайловне подвиг еще и материнский. Справилась она с воспитанием ставших такими родными Ильи и Оксаны с честью и теперь ими, 18-летними, гордится.
А они гордятся ей — и не только как мамой. На столике гордо поблескивает в красивой рамке благодарность губернатора Ростовской области в связи с 75-летием региона, которая хорошо смотрится рядом со всеми тремя орденами «Трудовая слава».
На снимке: Зоя Назарова — ударница ШХБК, 1970-е годы.