В ростовской школе-интернате № 28 поставили «Гусарский мюзикл»
Взмахи цыганских юбок, четкий шаг мажорнеток, бравые гусары и милые барышни начала ХIХ века — все это на сцене блестит и переливается разными цветами, заражает непосредственностью исполнителей и удивляет остроумием реплик. Этот, казалось бы, обычный школьный спектакль проходил в образовательном учреждении, вроде бы к таким действам не очень-то и расположенном. Накануне Нового года довелось побывать в ростовской школе-интернате № 28, где учатся дети с ограниченными физическими возможностями.
Справка. Ростовская санаторная школа-интернат № 28 — единственное лечебно-учебное учреждение в ЮФО для детей, больных сколиозом. В школе лечатся и учатся более 200 детей из города и области. Здесь созданы условия для сохранения здоровья учащихся. Лечебная, учебная и воспитательная работа в школе-интернате проводится в тесной взаимосвязи.
О том, почему в интернате так увлечены театром, рассказали Надежда Орлюк, замдиректора по воспитательной работе, и педагог-организатор Ирина Галахова.
— Увиденный вами «Гусарский мюзикл» — плод коллективного труда, — начинает свой рассказ Надежда Орлюк. — Задумали его в июне, и это уже четвертый школьный спектакль (поставлены также мюзиклы «Вовка в тридевятом царстве», «Три мушкетера», «Принцесса на горошине»). Основу сценария написала Нина Порожнякова, старшая вожатая. Более 200 человек учится в интернате, и более половины из них задействованы в подготовке спектакля не только на сцене, но и при создании костюмов и декораций.
То есть, как бы сейчас сказали, все ученики заняты в проектной деятельности. Этаж, где находятся педагоги допобразования, на два месяца во второй половине дня становится настоящей мастерской. На костюмы и декорации и школа выделяет средства, и спонсоры, и какие-то деньги приходят от родителей. Приобретены швейные машинки, и фактически организован пошивочный цех. После создания четырех спектаклей костюмерная уже полна костюмами разных времен и народов.
В этом году пришлось создать две постановки, так как ребята обижаются: некоторым не хватает ролей. Помимо «Гусарского мюзикла», посвященного Отечественной войне 1812 года, сделана и «Рождественская сказка», в котором, в основном, задействованы, ребята из младших классов.
Почему же в школе так увлечены театром?
— Наша задача — не просто выпустить в мир грамотных детей, — говорит Надежда Орлюк, она же психолог, — нам важна их успешная социализация. Потому мы посчитали, что детям, больным сколиозом и нередко уже и прооперированным, необходимо развивать коммуникативные навыки, так как зачастую закомплексованность у них выше, чем в обычных детей: ведь общение их с окружающей действительностью ограничено. Один такой спектакль заменяет много тренингов, потому что у ребенка появляется опыт публичного выступления. Выйти на сцену и показать свои возможности и таланты для такого ребенка много значит.
При этом раздвигаются стены, в которых учатся эти особые дети. Два года назад спектакль «Принцесса на горошине» был показан в Новочеркасске, в Ростовском госпитале для ветеранов войны, в военном госпитале на Военведе. И раз за разом ребята становятся уверенней в себе.
А ведь эти дети занимаются в классах лежа, ходят в реклинаторах. Но им никогда не говорят — этого нельзя делать, от этого лучше отказаться, хотя репетиции танцев происходят под присмотром врача. При этом театр уже начинает влиять на учебный процесс: один из уроков ЛФК планируется проводить как урок ритмического танца.
На «Гусарский мюзикл» были приглашены и ребята, которые обучаются в Центре дистанционного образования. Те, кто живет в интернате, и те, кто занимается дистанционно дома, давно подружились и общаются через Интернет. Увидели «Гусарский мюзикл» и дети сотрудников детской железной дороги, школы милиции, школы собаководства — учреждений, с которыми у интерната давняя дружба.
Помимо постановочной работы здесь разработана программа «Культурно-развивающее пространство», благодаря которой ребята побывали во всех крупных музеях области. Идет знакомство со всеми конфессиями и национальными диаспорами, которые существуют на Дону. В рамках 75-летия был проведен фестиваль: многие диаспоры приехали в интернат со своими творческими коллективами, а каждый класс отвечал за приготовленные национальные блюда.
Активная жизнь в интернате подвигла детей на благородные поступки: так, третьеклассники, издав и реализовав среди проживающих в интернате газету под названием «Оливье», собрали средства на приобретение хомячка для живого уголка Экологического центра, куда они каждую неделю зимой ездят кормить животных.
Награжденные за активное участие в конкурсе презентаций поездкой на теплоходе 9 мая, ребята из интерната и там показали презентацию «Ростов в Великую Отечественную» для ветеранов, с которыми вместе путешествовали. А потом еще и концерт для них устроили вечером. Нужно было видеть благодарные глаза участников Великой Отечественной, с которыми многие ученики интерната познакомились впервые.
Для педагогов такая работа — тоже в радость. «Я никогда не думала, — говорит Ирина Галахова, — что попаду в такое место, куда я иду с удовольствием и работаю, не смотря на часы. Мы не командуем детьми, а они тянутся к нам, идут за советом. Такая работа доставляет радость».