Можно ли печатать газету на туалетной бумаге?!…
Обидеть печатную прессу может каждый: она беззащитна. О состоянии современной печати и том, как меняется профессия журналиста в современном мире, и шла речь на мастер-классах и круглом столе, организованных МедиаСоюзом и журналом «Эксперт-Юг на вручении премии «Искра Юга-2012» в Ростове-на-Дону.
Российская власть печатную прессу не любит, иначе НДС для нее, «любимой», был бы таким, как в странах Скандинавии — ноль процентов. В России он составляет 10 процентов и является самым большим в Европе.
В начале 1990-х в стране каталог печатных изданий содержал 117 тысяч наименований, сейчас — 69. Более того, местные власти объявили войну киоскам, в том числе — и газетным, и сейчас в России их ежедневно (!) уничтожается по 10 штук.
Такие сведения привел собравшимся поучиться журналистам и редакторам донских печатных СМИ председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Он же привел возможные ответы на извечный русский вопрос — «что делать?!», рассказав о концепции развития как самой прессы, так и ее распространения. Лозунгом всех сегодня должны стать слова: «Изменись — или погибнешь!».
В основе всего должен лежать качественный, оригинальный контент, создаваемый журналистами. В том-то и дело, что создателей этого контента сегодня категорически мало: в Интернете электронные СМИ только и занимаются в большинстве своем перепостами, потому и все сообщения похожи друг на друга как близнецы (что делает при этом агрегаторы новостей в поисковых системах, которые должен отбрасывать уж очень похожие тексты — непонятно).
Следующий шаг — это интеграция бумажной «платформы» контента с цифровой. Увы, иного пути нет: в России в 2012 году приобретены 130 миллионов планшетников, прогнозы на 2013 — 150 миллионов, не говоря уже о смартфонах и IРhon-ах. Потому распространение продукции должно идти во всевозможных направлениях.
— Так у газет появился QR-код, выводящий на их место в Сети, — сказал Александр Оськин. И пришлось с удовольствием сообщить всем присутствующим, что именно в день проведения мероприятия «Молот» впервые вышел с этим кодом, выводящим владельца любого смартфона на сайт газеты. Такое слияние бумажной и цифровой платформ означает только одно: самому журналисту давно пора стать мультимедийным, то есть, уметь представлять свой контент в разных форматах.
Далее Ассоциация распространителей печатной продукции предлагает и концепцию распространения — «Дистрибуция 360». Речь идет о продаже печатной продукции во всех форматах торговли. Супермаркеты не очень охотно идут навстречу распространителям печати, с киосками дело обстоит, как указано выше — правда, не везде. В Казани, к примеру, земельные участки отданы киоскам в аренду на 49 лет, в Калининграде — на 25. В самой Ассоциации считают, что киоски прессы должны стать мультимедийными. И один такой киоск скоро уже можно будет увидеть в Москве.
— Печатное слово — элемент информационной безопасности, — считают в Ассоциации, потому и предлагают государству ряд мер по поддержке газет и журналов. А это и соответствующий закон о господдержке СМИ, полиграфистов и распространителей, и снижение НДС, и льготы при отчислении в социальные фонды. Это отмена таможенных пошлин на бумагу и изменение закона «О рекламе», это льготная подписка для молодежи.
И, конечно же, поддержка почты, которая сегодня является «рыночным инвалидом». Если что и погубит газеты и журналы, так это дистрибуция по этой линии: у почты нынче нет сил на «последнюю милю», то есть, на доставку печатной продукции от узла связи до читателя. Здесь могут сказать свое слово и регионы, поддержав почту именно в этом сегменте. Но в Китае доставку оплачивает государство, в США почта также имеет на это льготы. Во Франции Саркози ввел положение: по достижению совершеннолетнего возраста молодой человек получает бесплатную годовую подписку на газету или журнал.
В России издания пробуют привлечь к себе внимание более чем оригинальными способами. Недавно, рассказал Александр Оськин, у метро раздавали газету «Коммерсант», напечатанную на… туалетной бумаге. Говорят, что конкуренты так хотели «потопить» издание. Но есть мнение, что это маркетинговый ход самой газеты. Ведь в итоге последовал огромный всплеск интереса к изданию. Вроде бы это — не в нашем менталитете, но куда до такого шага немецкой «Вельт» с ее съедобными номерами?!…
На снимке: Александр Оськин и номер газеты, напечатанный на туалетной бумаге.