Нарочно выбираю стих…

В Медиацентре Южного федерального университета прошла презентация книги поэта Сергея Нельдихена «Органное многоголосье». Ее представили собравшимся главный редактор издательского дома «ОГИ/БСГ-ПРЕСС» (Москва) Максим Амелин и литературовед Данила Давыдов.

— Если мы будем помнить, что в России существовали гораздо больше поэтов, чем упомянуто в школьной программе, нам будет легче существовать! — сказал Максим Амелин, представляя книгу, которая является «полным корпусом» найденных стихотворений поэта, его статей и пьес. Поэта удивительного, посмевшего выступить в поэзии «от имени себя». Лирическим героем Сергея Нельдихена является тот самый «маленький человек», традиционная фигура русской литературы, оказавшийся в условиях тоталитарного общества.

Словом, мы имеем поэтический вариант прозы Михаила Зощенко и одного из великих русских поэтов-примитивистов, писавшего свободным, нерифмованным стихом, но с более чем оригинальной ритмикой, автора теории «синтетизма», создавшего манифест такого течения в поэзии, как конструктивизм, гораздо раньше Ильи Сельвинского.

Но Сергей Нельдихен существовал в русской и российской поэзии «на особицу», будучи авангардистом, но лишенный пафоса этого направления в литературе. А тогда, по мнению Данилы Давыдова, можно было существовать только «в группе». Одиночки оказывались на обочине общественного интереса. Потому книги Нельдихена можно сейчас найти только в частных коллекциях — столь малы были их тиражи. А некоторые книги и вовсе существовали в рукописных экземплярах.

Жителям Ростовской области Сергей Нельдихен интересен и как поэт, и как драматург (одна из его пьес издана в Таганроге), и как уроженец Таганроге, некоторое время учившийся в одной из мужских гимназий Ростова.

А столь малая известность поэта сегодня обусловлена как вышесказанным, так и тем, что в 1941 году он был арестован (не говоря уже о ссылке в 1930-х). Предположительная дата его гибели — 1942 год.

Читайте также...

Яндекс.Метрика