Не для поклонников Куприна

Спектакль Ростовского Молодежного театра Олеся

В Ростовском областном академическом молодежном театре Олеся Невмержицкая поставила спектакль с громким названием «Олеся. Легенда о любви». И если легенд в спектакле достаточно, то с любовью — большие проблемы.

Даже с такой Олесей как Арина Диденко, можно было бы согласиться, хотя созданный, в основном, внешне, образ явно противоречит тому, что написал классик. Пусть будет Олеся не рослой и красивой, пусть будет «лесным зверьком» — но не до такой же степени, какой она предстает перед зрителями. Ведь говорит она на хорошем литературном языке, а, как известно, речь многое определяет в человеке.

Вполне благополучный, скучающий чиновник Иван Тимофеевич (Александр Волженский) может влюбиться в такое необычное для него существо. Но любви-то нет! А все игры в любовь смотрятся, мягко говоря, неестественно.

Происходит это, судя по всему, из-за того, что трудно актерам было «влезать в чужую шкуру». Сам спектакль не рожден на сцене Молодежного, а перенесен с тюменской сцены. Поговаривают даже, что режиссер, распределив роли, уехала на некоторое время, оставив диск с тем, тюменским спектаклем, для изучения. Вот так сегодня зарабатывает на жизнь молодая режиссура — по счастью, не вся. Неужели именно этому учат в мастерской Леонида Хейфица, которую закончила тезка главной героини спектакля?!…

Бедные молодые артисты! Нельзя сказать, что придуман спектакль плохо: есть там весьма интересные моменты, но именно что «моменты», на которые постановка и распадается.

Ну, если не любовь, то, казалось бы, другая тема лежит на поверхности — неприятие иного, на остальных непохожего, что и представляют собой сама Олеся и Мануйлиха (Раиса Пащенко). Но эта тема проходит как-то вскользь: даже непонятно, что происходит с героиней, отважившейся прийти в церковь.

Эффектен момент с градом красных бусин, вполне нормальный сценический эквивалент приходу Ивана Тимофеевича в опустевшую сторожку. Но этот эпизод передвинут куда-то в середину второго действия, а сам финал повисает в воздухе. В итоге и вовсе становится непонятным, чем же заканчивается этот эпизод в жизни главного героя.

Повторы, сплошные повторы некогда уже поставленных спектаклей — вот чем ознаменован этот сезон для Молодежного. Есть, правда, один «оригинальный» спектакль про гусаров, но он нравится только министру культуры области, о чем тот не устает повторять все время: нужно же как-то оправдывать затраченные средства…