Искусство, рожденное огнем

Сон Клеопатры. Георгий Лиховид

Сон Клеопатры

Георгий Лиховид представил публике свою новую выставку эмалей. Экспозиция открыта в Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской. Здесь можно увидеть и работы его учеников, поскольку Георгий Иванович является профессором кафедры ДПИ и дизайна ЮФУ.

— Эмалью сегодня занимаются многие, — сказал на открытии выставки искусствовед, заслуженный работник культуры Валерий Рязанов, — при этом зачастую не учитывая специфику данного вида творчества. А у Лиховида даже в его монументальных работах виделись конструктивные детали, четкая графическая линия. И сразу было видно, что это и художник, и философ, и поэт, и будущий эмальер.

У эмальеров древности были свои задачи, зачастую сводившиеся к декоративным функциям этого вида искусства. Но эмаль имеет качество, которым не обладает никакой другой материал. Здесь в наличии такая светотень, которой не будет в картине, написанной маслом. Одно цветовое пятно в эмали может нести разный эмоциональный отзвук. И все это соцветие нужно организовать. Георгий Лиховид в этом отношении — мастер тонкий. У него при, казалось бы, несложных композиционных решениях такое противопоставление одного цвета другому, которое провоцирует проявление таких эмоций зрителей, каких иной вид искусства вызвать не может.

Но есть на выставке и почти монохромные работы, что говорит о том, что мастер отлично знает особенности каждого цвета эмали. Его белые сюжеты тихи и умиротворены, и в них чувствуется тишина, так контрастирующая с нынешними ритмами жизни.

Есть в его работах и противоречия, но они сглаживаются тем, что общий эмоциональный настрой уравновешивает чувства, возникающие при восприятии.

Каждая рамы у Лиховида — отдельное произведение искусства. Они вовсе не гладкие, привнесенные детали способствует восприятию произведения, но тактично и неназойливо.

У этого мастера есть чему учиться, об этом говорят работы его учеников на выставке.