Если любить – так королеву!

Оперетта Паганини Ростовского музыкального театра

Александр Нестеренко (Паганини), Екатерина Макарова (Анна Элиза)

А если ставить — так нечто такое, чего у других в афише нет, и привлечет внимание публики по определению. По такому принципу работает Ростовский Музыкальный театр, и эта репертуарная политика себя оправдывает. Сработал этот принцип и в случае постановки оперетты Франца Легара «Паганини».

Действительно, почему нужно в 1001 раз рассказывать со сцены историю про «пса по кличке Эмма» (читай — «Летучая мышь»), которую все знают уже наизусть?! А Легар — имя в мире оперетты известное, и у него есть немало не очень-то известных произведений. Одно из них — про любовь знаменитого скрипача и сестры Наполеона Бонапарта, княгини Анны Элизы — не ставилось в России очень давно. Либретто морально подустарело, потому новую литературную редакцию пьесы и новый стихотворный перевод текстов музыкальных номеров сделал дирижер-постановщик, заслуженный артист России Андрей Аниханов, он же — инициатор идеи данной постановки.

Заметим сразу: ему — в текстах, а режиссеру-постановщику Георгию Исаакяну (Москва) — в работе с актерами удалось уйти от опереточных штампов. Более того, в партитуру Легара включена музыка Керубини, Моцарта и, конечно, самого Паганини. И замечательно, что исполнитель роли маэстро (автору этих строк довелось увидеть Александра Нестеренко, а вообще-то исполнителей — четверо) не делал вид, будто он — сам скрипач. Партию скрипки на премьере исполнил один из самых известных молодых скрипачей современности — лауреат престижнейших международных конкурсов Айлен Притчин. Да и финал у этой оперетты получился не легаровский, а в духе Паганини: струнная группа оркестра исполнила в финале вместе Айленом Притчином одну из виртуозных композиций Никколо Паганини.

На сцене художник-постановщик Хартмут Шоргхоффер (Зальцбург, Австрия), один из самых востребованных европейских мастеров, выстроил настоящую залу дворца, куда режиссер поместил толпу придворных в немыслимых париках и роскошных костюмах. Черным пятном выделяется среди них скрипач, которого толпа и придворных, и крестьян и любит, и ненавидит одновременно.

Такова судьба творца, над чем, несмотря на легкую подачу сюжета, заставляет задуматься данная премьера Музыкального.