Так про собак или про людей?…

Спектакль Собаки-якудза в Ростовском Молодежном театреПоследняя премьера в Ростовском Молодежном заставляет усомниться в том, что в спектаклях нынешнего репертуара театра  возможен поиск высоких смыслов. Даже — просто смыслов.

Сначала сюжет в истории проходит как трагедия, затем — как фарс. Эту простую истину наглядно демонстрирует спектакль главного режиссера театра г-на Заеца «Собаки-якудза» по пьесе Клавдиева. Зачем нужно было делать своеобразный парафраз знаменитого спектакля 1990-х, остается только догадываться. Но, наверно, недаром имя Владимира Чигишева было помянуто всуе на премьере…

Итак, заявлен мюзикл. Режиссеру Заецу, судя по всему, невдомек, что у этого жанра есть свои законы — для начала специально для спектакля написанная музыка с развивающимися темами, характеристиками главных героев. Здесь музыка известной ростовской группы взята, что называется, со стороны.

На взгляд автора этих строк, сама музыка весьма однообразна. Звукорежиссер спектакля постарался при этом вывести звук из колонок на максимум, словно не слыша, как на этом фоне жиденько звучат голоса актеров, когда они пытаются просто говорить. А делать это им приходится весьма малое количество времени, так как материала для создания характеров в пьесе (или в том, что от нее осталось на сцене) фактически нет.

Так про что же нынешние «Собаки», к тому же еще с японским акцентом, который, правда, вовсе не ощутим? А — ни про что! Если постановка Владимира Чигишева точно вписывалась в конце 1980-х — начале1990-х, рассказывая о брошенных на произвол судьбы подростках (с ними четко ассоциировался рассказ о выброшенных на улицу своими хозяевами собаками), то здесь перед зрителями лишь… собаки. Один умный сеттер, чтобы выжить, натравливает две стаи «плохих псов» друг на друга, то есть, фактически действует их же методами, и его почему-то предлагается принимать за крайне положительного героя: ведь именно ему сотоварищи и позволено взглянуть на небеса обетованные.

Сам спектакль мрачен до невероятности. Двигающиеся по сцене конструкции заслоняют актеров, зачастую они видны лишь тем, кто сидит в центре зала. Ну, не догадался режиссер проверить, а как все происходящее на сцене смотрится с крайних кресел в рядах, что есть демонстрация непонимания такого понятия, как сценизм — когда все происходящее видно и слышно.

Так что не только с высокими смыслами, но и с профессиональным постановочным ремеслом, как видим, в этом театре проблемы.  Судя по всему, министерство культуры области это устраивает…