Живи, умри, воскресни!
В ростовском Театре 18+ — очередная премьера. Оксана Зиброва поставила спектакль «Саша, вынеси мусор!» по пьесе Натальи Ворожбит, автор сценографии — Дмитрий Цупко, «одела» актеров художник Елена Бондаренко.
В Интернете можно много чего прочитать про этого автора, но мы будем об увиденном и по возможности — конкретно. Сюжет-то можно изложить в нескольких словах. Два женщины, Катя и Оксана, мать и дочь, готовят поминки: умер Саша — муж Кати и отчим Оксаны. То, что он — бывший офицер, понятно сразу. То, что он — не «доставала» материальных ценностей, также ясно. Женщины остаются одни, так как от дочери ушел муж. Собственно говоря, и на этом можно было бы закрутить отличную пьесу. Но!
Звучат слова о «шестой мобилизации», и сразу же понимаешь, что действие-то происходит на Украине. Более того — современной Украине, где идет война. И Саша, вполне реальный персонаж, с которым Катя (Светлана Лысенкова) и Оксана (Людмила Мелентьева) ведут диалоги, хочет воскреснуть, чтобы встать в строй. А дамы, до этого страстно того желавшие, теперь уж этого не хотят: хватит им одних похорон!
Вот такая пьеса, и как водится в современных пьесах, сплошные разговоры и никакого внешнего действия. И как ставить эту «Лисистрату» навыворот?!.. А — вот так.
С черными стенами небольшой сцены театра рифмуются черные же, как положено в таких случаях, костюмы женщин. Одна из них (Людмила Мелентьева) надевает длинный фартук с накладкой, и становится понятно: беременна. Вокруг них — бытовая жесть: тазы, ведра и так далее. Все это звучит: удар тазами друг о друга почище всяких литавр будет! Звучит и всякая металлическая мелочь, создавая определенную атмосферу: автор музыкального и звукового оформления Юрий Арефьев в творческой группе упомянут не случайно.
Но главное здесь, как всегда в этом театре, исполнители — точнее, исполнительницы. Про этих актрис писалось уже так много, что и повторяться не стоит: каждая, находясь на сцене — в метре-полутора от зрителей! — существует настолько реально, переживая все настолько вживую, что порой ежишься, как будто в дверную скважину подсматриваешь чужое горе.
И просто физически чувствуешь, какое блаженство вместе с умиротворением разливается внутри Кати — Светлане Лысенковой, когда она понимает: прошлое, счастливое, несмотря ни на что, ее с Сашей (Роман Меринов) прошлое, останется с ней. А война в ее жизнь не войдет — как и в жизнь ее дочери и ее ребенка.
Вот такие нынче антивоенные пьесы пишут современные авторы.
А теперь о театре: здесь не жалуются, во всяком случае — вслух, на отсутствие денег. Здесь не проклинают кризис и поднимающиеся цены. Здесь — работают. Да, наверно, и им трудно, но премьера следует за премьерой, и у театра уже есть свой зритель, своя публика, которая поддержала его в трудный момент. И, скорее всего, будет поддерживать и дальше.