Театр 18+: Мы стараемся, чтобы о нас говорили

сцена из спектакля "Пельмени"

Новый 2016-й год Театр 18+ встретил утренником для взрослых «Пельмени»

В донской столице негосударственные театры уживаются с трудом. Но появился и уже четыре года работает с успехом театр, который располагается в здании бывшей макаронной фабрике, а, точнее, в арт-центре MAKARONKA, работающим на ее территории. Этот частный храм Мельпомены называется Театр 18+. И это не только сразу говорит о его статусе (мол, здесь — спектакли для взрослых, что так и есть), но и об адресе: театр находится на 18-й линии бывшей Нахичевани-на-Дону, а ныне Пролетарского района Ростова-на-Дону.

2 октября Театр 18+ в Ростове-на-Дону начинает свой пятый сезон. Вспомним, что же помогало все эти годы ему в работе.

Заявил о себе театр 18+ в 2013 году трэш-мюзиклом «Ростов-папа», жанром для Ростова несколько необычным. Эта «заявка» прозвучала как манифест: мол, не будем далеко удаляться от своих корней. И первый свой сезон театр посвятил творчеству ростовских драматургов. Которых — и весьма высокого уровня! — в городе оказалось достаточно.

Но творчество — творчеством, а кушать актерам, приглашаемым из ростовских театров, да и режиссерам, приезжающим их других городов, необходимо. Так что сразу нужно было выбрать такую финансовую модель работы, чтобы по возможности хватало на все.

Поначалу все расходы взял на себя меценат Евгений Вольдемарович Самойлов. Появление MAKARONKи — это его инициатива: все начиналось с 16-й линии, где работала галерея современного искусства под названием 16THLINE. Уточним: бывшие цеха макаронной фабрики находятся у арт-центра в длительной аренде.

Театр, у которого в распоряжении небольшой зрительный зал (чуть более ста мест), работает как обычный театр. Как водится, билеты продаются, и не самые дешевые в Ростове. И, тем не менее, зал не пустует. Уже сложился определенный круг зрителей, которые посещают все его премьеры. А их было за прошедший год четыре и под финал сезона готовится ко встрече со зрителем пятая.

Театру с самого начала была поставлена задача — выйти на самоокупаемость. К третьему году существования он не то чтобы на 100% выполнил эту задачу, но во всяком случае сегодня — если не в прибыли, то и не в убытках. Все внутренние финансовые вопросы театр решает сам, во всяком случае зарплата актерам платится регулярно. Вопрос о постановочных средствах, конечно, стоит, но не столь остро, как в государственных театрах: Евгений Самойлов помогает театру до сих пор.

— Но мы стараемся обойтись без его помощи — насколько это возможно, — заявили в административной группе Театра 18+. — Мы развиваемся, пытаемся найти дополнительные источники доходов. У театра есть выставочное пространство, которое сдается под проведение выставок, корпоративные мероприятия разных форматов.

Однако так называемые лабораторные выставки современного искусства проводятся бесплатно. Их, как правило проводит искусствовед Лейли Асланова. Темы выбираются и художники подбираются необычные. И это тоже привлекает зрителей к театру. То есть, можно сказать, что на MAKARONKе складывается некий культурный кластер, содержащий и образовательную часть (здесь проводятся лекции по современной живописи и современному театральному искусству — и тоже бесплатно).

История гастролей театра — история отдельная. В рамках проекта Минкульта России под названием «Культпроект» состоялись обменные гастроли с театром из города Глазов (Удмуртия). Финансирование этой поездки состоялось за счет организаторов проекта. Гастроли на фестиваль «Платформа» в Москву (организатор и идейный вдохновитель Кирилл Серебренников), куда выезжал спектакль «Необыкновенные приключения Юли и Наташи», прошли частично за свой счет, частично за счет Самойлова.

Но самое-самое в работе этого театра в прошедшем сезоне — поездка на фестиваль в Словению, средства на которую собирались методом краудфандинга.

Пьеса «Шокашоппинг словенского автора Митяжа Жупанчича — премьера 6 марта 2015 года. Ее переводчик Максим Рено и предложил театру отправить заявку на фестиваль «Неделя словенской драматургии». Спектакль прошел горнило отбора — единственный из всей России.

Частично организаторы оплачивали участие — проживание, питание, трансфер по стране: из Любляны в город Крань, где проходил фестиваль. Оставалось всего-ничего — найти средства на дорогу.

У мецената — тоже не самые легкие времена. Да и с точки зрения моральной просить о помощи не очень-то хотелось. Свои проблемы, решили в театре, все-таки необходимо решать самостоятельно.

О краудфандинговой платформе «Планета» в театре слышали. Их подбодрили коллеги из проекта «Код города», который проходил в Ростове: ребята обучали жителей города снимать фильмы о своей малой родине. У «кодовцев» был опыт работы на этой платформе, они так и сказали: «Пробуйте, вы ничего не теряете! Если не соберете нужную сумму, средства разойдутся обратно, соберете — будет вам плюс».

В Ростове такими они стали одни из первых. Можно вспомнить Юрия Корушева с его сбором средств на контейнеры для раздельного сбора мусора или Диану Карнаухову с ее архитектурным проектом — строительство в парковой зоне модули с WI-FI. Оба проекта закончились сбором нужных сумм.

К организаторам платформы были отправлены видеоролик, описание проекта, прописанные условия его реализации. Все это прошло модерацию. После трех рабочих дней театру сообщили, что все — в порядке. Так был запущен проект, который длился месяц, срок, как позже выяснилось, из возможных — минимальный.

Чтобы точно проект состоялся, его советуют размещать на платформе месяца на три. Но времени у театра не было. Информация была запущена по социальным сетям, в местные СМИ, откуда пришла хорошая поддержка. Сумма для сбора была заявлена в 350 тысяч рублей, было собрано 250, а условием было — собрать половину. Из собранной суммы платформе были оплачены комиссионные.

Маршрут был выбран согласно минимальной стоимости, а значит не самый удобный: ехали с пятью пересадками. Выступили удачно, хотя и не в конкурсной программе. На спектакле театра присутствовал сам драматург, который пришел от него в восторг. В Ростов привезли записанный видеоролик, в котором он передавал привет режиссеру Андрею Савченко.

Контакты фестиваля, пообещали организаторы «Недели…», с театром будут продолжены.

Как тут не вспомнить, что такой инструмент, как краудфрндинг, пока не использовал в работе ни один из государственных и муниципальных театров области, хотя поклонников у них достаточно. А это и есть сегодня одна из форм работы со зрителем.

Как еще театру постараться привлечь сегодня к себе внимание? Есть социальные сети — мощный коммуникативный инструмент, есть СМИ, друзья театра. Есть наружная реклама, правда, весьма затратная. Но главное — театр старается, чтобы о нем говорили. Сарафанное радио получше любой рекламной кампании будет.

Читайте также...

Яндекс.Метрика