Есть кому дело передать

Председатель колхоза именя С.Г. Шаумяна Мясниковского района Ростовской области Хачатур Мелконович Поркшеян, фото Веры Волошиновой

Председатель колхоза именя С.Г. Шаумяна Мясниковского района Хачатур Мелконович Поркшеян

Об извечной убыточности сельского хозяйства забываешь, попадая в колхоз имени С.Г.Шаумяна, что находится в Мясниковском районе. Само нынешнее положение хозяйства подтверждает любимый тезис его председателя: нет такого дела, которое нельзя не сделать прибыльным.

Зовут председателя Хачатур Мелконович Поркшеян. Его предки пришли на донскую землю из Крыма. Они и стали теми, кого уже более двух веков ласково называют «наши армяне», тем самым отличая их от иных выходцев с Кавказа. Хотя на 75-летнем юбилее колхоза, который отмечали в конце декабря 2005-го, звучали не только армянские, но и русские, и украинские фамилии. Словом, собрался в колхозе настоящий интернационал, который в очередной раз доказал: у коллективного труда есть будущее.

Все зависит от того, как к делу подойти. Это продолжение любимого тезиса Поркшеяна о прибыльности любого занятия. Кажется, он – профессионал в каждом деле, за которое берется. Работая в родном колхозе главным инженером, по звуку мотора он мог определить, какой трактор движется навстречу, еще не увидев его. Понятно, какая это была потеря для всех, когда он решил покинуть хозяйство, несогласный с методами тогдашнего руководства. На деле-то и методов никаких не было: была растерянность и непонимание — как жить в новых условиях. Впрочем, как и во многих других колхозах и совхозах не только области, но и России.

Когда в 1999 году его избрали председателем (позвали, уговорили!), зарплата у доярок была… 300 рублей. Женщины, большую часть своей жизни отдавшие этому тяжелому труду, говорили тогда: «Плати 800 рублей, эх, как заработаем!» За счет одной только хорошо продуманной организации труда всего за несколько месяцев ему удалось поднять надои молока в хозяйстве в полтора раза. «Не может этого быть!» — говорили скептики. Оказалось, еще как – может! Это потом и породистых коров за счет прибыли приобрели, и немецкое оборудование. А пока нужно было делать все, чтобы народ утвердился в одной, но трудноусвояемой в других условиях истине: лучше зарабатывать, чем,
простите, воровать. И если в начале деятельности Поркшияна в роли председателя протокол о нарушениях всего и вся занимал — не будем уточнять! – сколько страниц, то теперь его, считайте, нет, и люди за возможность работать в этом колхозе в очередь стоят.

То же самое случилось в хозяйстве и с растениеводством: и поныне урожайность зерна в колхозе почти в полтора раза выше, чем в среднем по области. Это — притом, что заморозки и прочие природные катаклизмы не обходят хозяйство стороной. А свежая рыба из шаумяновских прудов, а яйца со своей птицефермы, которой пресловутый грипп явно не грозит?! Появление и развитие всего этого — еще один из принципов работы Поркшеяна: чтобы хотя бы удержать взятый рубеж, надо быстро двигаться вперед.

Для получения таких результатов помимо действительно высококлассной организации труда, оказалось, что к людям необходимо относиться как к основному капиталу хозяйства. А также то, что вложение средств в своих работников приносит самую большую прибыль. Дело даже не только в нынешних материальных благах, льготах и высокой (одной из самых высоких в области по отрасли!) зарплате шаумяновцев. У Поркшеяна механизаторы, заходя в кабину комбайна, обувь снимают. И в ней, этой кабине, в разгар знойного донского лета, не выше плюс 20 градусов по Цельсию. А все потому, что полагающиеся каждому комбайну кондиционеры работают, а не валяются на складе поломанные, как в большинстве других хозяйств.

А найдите в области другой СПК (такова нынче форма собственности у колхоза), который к своему юбилею выстроил бы собственный спортивный комплекс. На свои, заработанные средства выстроило, а не на кем-то подаренные, как поспешили сообщить на секундочку «залетевшие» в хозяйство тележурналисты «Дон-ТР», чем обидели колхозников весьма и весьма.

Не привыкли они, шаумяновцы, одалживаться. И своей работой утверждают, что нормальное отношение к труду имеет свои корни в чувстве собственного достоинства каждого работающего крестьянина. Нужно только дать ему эту возможность — нормально трудиться на своей земле и получать достойную оплату своего труда. А чудеса не заставят себя долго ждать.

Яндекс.Метрика