Битва за память
Отмечая 100-летие со дня рожденья донского живописца Михаила Сычева, Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской в Ростове-на-Дону открыл его персональную выставку.
Родился этот мастер не на Дону, а в поселке Ровное Кировоградской области Украины 13 ноября 1918 года, но после окончания Великой Отечественной в 1949-м он приезжает в Таганрог, где и работает до своей кончины в 2007-м.
Военный опыт (художник во время войны окончил летную школу), а также та школа живописи, которую он получил в Одесском художественном училище (оно также, как и Ростовское, носит имя Митрофана Грекова), сделалb тему войны главной в творчестве Михаила Антоновича.
Сама эта выставка стала возможной потому, что в начале 2000-х МСИИД приобрел около 50 работ художника. В большинстве своем это работы, предварявшие его работу над диорамами.
Эти масштабные полотна находятся в Днепропетровске («Битва за Днепр»), в Симферополе («Взятие города Армянска», диорама сделана по заказу той гвардейской военной части, которая и брала этот крымский город) и в Белгороде («Огненная дуга»). Последняя диорама пользуется большой популярностью среди жителей и гостей этого города.
«Огненная дуга» представляет собой полотно площадью в 1005 кв.метров (15 м х 67 м) и создана она группой известных баталистов — Николая Бута, Геннадия Севастьянова, Виктора Щербакова, и Михаил Сычев был единственным среди них, кто знал войну не понаслышке, имея орден Великой Отечественной войны второй степени.
Военный опыт Сычева для создания военных диорам оказался бесценен: на картинах-эскизах, представленных на выставке, удивляет точность деталей одежды, обуви, самой обстановки окопа, партизанского штаба, военного госпиталя. Каждый из созданных мастеров портретов моряков и пехотинцев, офицеров и медсестер привлекает своей искренностью. Необыкновенно хорош и портрет, названный просто — «Чеченец», изображающий крепкого пожилого мужчину в национальной одежде с орденом (результат творческой командировки Сычева в 1980-х в Чечено-Ингушскую АССР).
МСИИД продолжает знакомить посетителей музея с творчеством наших современников, справедливо полагая, что к ним относятся не только представители актуального искусства.