На Дону вспоминали о “казачьей Голгофе”

крестный-ход1

Крестный ход в Старочеркасской. Фото - пресс-служба ВВД

На Дону память о жертвах «директивы о расказачивании» почтили панихидой, крестным ходом, научно-практической конференцией и освящением Павловского штандарта лейб-гвардии казачьего Его Величества полка.

Панихида в Старочкасском соборе

Панихида прошла в Старочеркасском Воскресенском войсковом соборе. Как сказал по ее завершению атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, пришедшие к власти большевики понимали, что без житницы, коей являлся Дон и Кубань, их правление в России будет недолгим. Это и стало одной из главных причин тотального террора в отношении казаков.

По завершении панихиды казаки с иконой «Казачья Голгофа», со знамёнами и хоругвями прошли крестным ходом к Преображенскому (Ратненскому) храму, где прошла заупокойная литию по жертвам политики расказачивания. Заупокойную литию также отслужили в Монастырском урочище у Покровской войсковой часовни, где похоронены казаки, принимавшие участие в Азовском осадном сидении, Отечественной войне 1812 года, Первой мировой войне и Гражданской войне.

В Новочеркасске в Атаманском дворце прошла конференция, посвящённая 100-летию начала политики геноцида в отношении казаков. Его инициаторами стали Всевеликое войско Донское, Южный научный центр РАН, Новочеркасский музей истории донского казачества, Южный федеральный университет. Как сказала  директор Новочеркасского музея истории донского казачества Светлана Сединко, эта дискуссия является первым крупным событием, посвящённым вопросу расказачивания, в котором принимает участие широкий круг учёных.

Как считает выступивший на круглом столе доктор исторических наук, профессор Андрей Венков (ЮНЦ), процесс расказачивания начался задолго до большевиков, но именно большевики впервые применили по отношению к казакам террористические методы: их идеологи считали, что именно казачество мешало расползанию мирового революционного «пожара». Коллективизация позволила в 1937 — 1938 годах выбить тех, кто чудом уцелел в годы Гражданской войны.

— Реабилитированное накануне Великой Отечественной войны казачество не подверглось депортации, как, например, чеченцы или крымские татары, — заявил в ходе дискуссии доктор исторических наук, профессор Александр Скорик (ЮРГПУ), — хотя факты участия казаков в войне на стороне нацистской Германии были хорошо известны. Это говорит о попытках снизить градус напряжённости между советской властью и казаками. Но уже после войны все казачьи части Советской армии были расформированы, что также можно рассматривать как часть политики расказачивания.

Кринко1

Выступает д.и.н. Евгений Кринко

Об отражении событий истории донского казачества в годы Гражданской войны в мемориальной культуре рассказал доктор исторических наук, профессор Евгений Кринко (ЮНЦ), отметивший, что в начале 1990-х годов появляются памятники и мемориальные доски, посвященные казакам — жертвам политики расказачивания. В то же время ряд таких памятников повторяет советскую ошибку — однобокость.

Освящения-штандарта-из-Фран

Освящение штандарта

В Новочеркасском Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе прошла торжественная церемония освящения Павловского штандарта лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Эта реликвия передана Платовской сотне Южно-Российского государственного политехнического университета. Событие прошло в октябре 2018 года во Франции по инициативе членов Объединения памяти лейб-гвардии казачьего Его Величества полка в знак дружеского поощрения Платовской сотни в деле сохранения и популяризации исторического наследия донской казачьей гвардии. Благодарственный молебен отслужил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.