Дело Карамазовых – рецензия на спектакль

Уголовная история с таким названием, описанная Федором Достоевским, представлена в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького.

Правда, Федор Михайлович написал на сюжет сей истории роман, который настоятельно рекомендуем прочитать перед просмотром спектакля. Ибо А.Курейчик, автор инсценировки, представил зрителям похудевший скелет фабулы, в котором сразу трудно разобраться. Но надо отдать должное режиссеру-постановщику Михаилу Чумаченко, художественному руководителю русского театра драмы в Таллинне: атмосфера накаленных страстей в карамазовской семейке чувствуется с первых же сцен спектакля. И никак не получается у следователя, ведущего дело (Сергей Власов), весь кошмар и ужас отношений этих “отцов и детей” исследовать холодной логикой уголовного дела.

Лучшая актерская работа спектакля – Федор Карамазов в исполнении народного артиста России Николая Сорокина. Актер, не жалея красок, в двух небольших сценах просто упивается мелкими и гадкими страстишками этого содержателя питейных заведений. Сладострастие в крови и у его сыновей, только прорисованы их натуры у Достоевского более широко – настолько раздольно, что действительно (для их же пользы!) можно сузить.

На этом бы “поле” и поиграть замечательным актерам труппы, но сценарий “не пускает”. Желание вместить в почти три часа сценического времени все сюжетные линии романа (вспомним, в МХТ в начале ХХ века постановка “Братьев Карамазовых занимала два вечера) оборачивается скороговоркой – и не только смысловой. Мало того, что с дикцией у актеров в наших театрах (всех, включая лучшие на сегодняшний день!) – проблема, так еще и главные сцены режиссер уводит вглубь сцены. В итоге даже такой важный для всего действия разговор Ивана (Артем Шкрабак) и Смердякова (Андрей Ребенков) почти не слышен даже с восьмого ряда. А ведь очень неплох в этой сцене Андрей Ребенков, вот и послушать-увидеть бы его где-нибудь на авансцене…

Казалось бы, прямое попадание в роль – образ Дмитрия Карамазова в исполнении Сергея Галкина, но ничего нового по сравнению с другими работами актера увидеть не пришлось. Артист честно отыгрывает предложенный материал, представляя хорошего русского парня, попавшего в передрягу из-за своей любвеобильности – и не более того.

В той же ситуации – и народная артистка России Татьяна Шкрабак, исполнительница роли Хохлаковой. Яркий, запоминающийся образ, но ничего нового: краски взяты режиссером из уже использованных некогда актрисой…

Еще более сложная ситуация с другими женскими образами: так мало драматургического материала и времени, чтобы показать во всей красе и Грушеньку (Кристина Гаврюкова), образ, который мечтает сыграть любая актриса, и Катерину Ивановну (заслуженная артистка России Наталья Гординская). Лизе Хохлаковой (Екатерина Березина) и Алеше (Артем Волобуев) повезло больше: в длинной по времени сцене в финале спектакля прорисовывается их будущее. По версии режиссера и сценариста оно не намного отличается от жизни старика Федора: в Алеше все-таки тоже – гены Карамазовых.

И уж совсем лишним кажется присутствие на сцене обаятельного Черта (Владимир Рузанов). Если все-таки разговор на сцене идет об уголовном деле, то в любом из них, какое ни возьми, Дьявол борется с Богом. И поле этой битвы – душа Человека. Но тем и отличается дело Карамазовых от всех прочих, что побеждает Бог, заставляя через страдания возрождаться лучшее в той самой душе. Это потрясающе описано великим писателем в романе и лишь частично показано в спектакле с закономерно измененным названием.

« Молот », 8 августа 2006 года, с 6


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол