Пятилетка «20 тысяч мегаватт»

Российской энергетике необходимы масштабные долгосрочные инвестиции. Об этом было заявлено в Москве на конференции «РАО «ЕЭС России — открытая компания. Реформа, инвестиции, надежность».

Испытание зимой

Первый вопрос, который возникает при слове «инвестиции»: «А кому они не нужны сегодня?!» Всем нужны — и машиностроителям, и шахтерам, а уж как нуждается в них сельское хозяйство! Но прошедшая зима показала: приоритет все-таки нужно отдать энергетике, без которой невозможно не только развитие экономики страны, но порой и элементарное выживание. В 16 регионах страны был превышен исторический максимум потребления электроэнергии, семь регионов работали в режиме высоких рисков. Ростовская область, что называется, прошла по самому краю: советский максимум 1990 года превышен не был, но из-за резкого роста нагрузки на энергосистему Дона в зимние месяцы надежность ее работы далась огромным напряжением всех сил.

Мало того, что все время давал о себе знать энергодефицит, так ведь и процент износа энергооборудования во всей зоне ответственности ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа», куда входит ОАО «Ростовэнерго», составляет сегодня более 50 процентов. «Трансформаторы умирают естественной смертью» — это вовсе не шутка исполняющего обязанности генерального директора компании Леонида Вершинина. а суровая реальность. Так дальше жить нельзя. Действительно, продолжать не просто выживать, а развиваться, лишь эксплуатируя при этом энергетическое хозяйство страны, которое создано предыдущими поколениями, невозможно. Особенно, если Россия еще не оставила надежду удвоить свой ВВП к 2010 году. Не нуждаются в новых генерациях нынче лишь Дальний Восток (за счет построенной Бурейской ГЭС) и Поволжье. Юг России — на пороге энергодефицита.

Логика реформы — логика инвестиций

В РАО «ЕЭС России» подсчитали, что для строительства новых, крайне необходимых развивающейся стране источников электроэнергии, в 2005-2006 годах нужны инвестиции в размере около пяти миллиардов долларов США. В 2008-2009 годах — около 15 миллиардов. Пусть эта сумма не покажется кому-то завышенной: строительство лишь одной электростанции оценивается в один миллиард долларов. В силу остроты проблемы решено изменить тактику (но не стратегию!) реформирования электроэнергетической отрасли. Хотя привлечение инвестиций и есть цель реформирования отрасли. Сейчас в стране идет последний её этап. Вот и предложили в РАО «ЕЭС России»: экономика ждать не может, масштабное привлечение инвестиций необходимо в ходе этого этапа, а не после его завершения. При этом частные инвестиции должны прийти в конкурентные секторы электроэнергетики — а это, в первую очередь, теплогенерация; производящая 2/3 электроэнергии в России; в монопольные секторы средства придется вложить государству. Всего же за пять лет предстоит построить генерирующих объектов с мощностью в 17, 2 мегаватт и 54 тысячи километров новых линий электропередачи.

Рынок ждет!

В тех акционерных обществах, которые представляют собой нынче генерирующие компании, готовы получать средства от частных инвесторов. Предложены четыре механизма привлечения сюда инвестиций. Самым эффективным из них, считает председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, явится выпуск дополнительных акций этих компаний. Уже определены девять кандидатов в «первопроходцы», из которых в июне выберут три-четыре. Средства, полученные от допэмиссий акций, пойдут на строительство объектов, технико-экономические обоснования проектов которых уже готовы.. Их мощность — 7180 мегаватт.

Считается, что с помощью этого механизма именно рынок может дать те самые пять миллиардов долларов США, необходимые прямо сейчас. Приходится с этим соглашаться, так как иных источников, располагающих этой суммой, в ближайшем будущем не просматривается.

В качестве другого источника сооружения новых энергомощностей рассматриваются собственные средства генерирующих компаний. Согласно им запланировано возведение 17 крупнейших объектов электроэнергетики, среди которых значится и восьмой блок Новочеркасской ГРЭС. Числится в программе на ближайшую пятилетку, которую окрестили «пятилеткой 20 тысяч мегаватт», и такой механизм, как проектное финансирование: привлечение кредитов под конкретные проекты. И перед директорами территориальных генерирующих компаний уже поставлена задача определить источники кредитования.

В данном случае остается надеяться, что прозрачностью своего бизнеса генерирующие компании заслужат доверие кредитных учреждений, и нас действительно ожидает инвестиционный бум.

Ноша государства

К монопольным секторам электроэнергетики относятся сетевые хозяйства, Системный оператор, гидрогенерация. В каждом из них количество акций государства — не менее 50 процентов. Согласно законодательству о реформировании энергетики присутствие государства по мере её завершения в монопольных секторах будет нарастать и достигнет 75 процентов. Поэтому понятно, что Федеральная сетевая компания для реконструкции своих магистральных сетей в полной мере может претендовать на инвестиции из федерального бюджета. Что остается делать территориальным сетевым компаниям, в состав которых входит и ОАО «Ростовэнерго»?

В РАО «ЕЭС России» считают необходимым изменить методологию тарифообразования. Кстати, страна только в ходе реформы энергоотрасли (по мере разделения АО-энерго по видам деятельности и появлению сетевых компаний) узнала о существовании сетевого тарифа. Прежде всего, в нем должна присутствовать инвестиционная составляющая. А сами тарифы — и это мировая практика — должны утверждаться на срок, как минимум, в три года. Правительство РФ одобрило и введение платы за техническое подключение новых потребителей, которая также призвана стать источником средств для модернизации электросетевого оборудования и строительства новых линий электропередачи.

Кстати, крайний дефицит энергетических мощностей, по словам Анатолия Чубайса, привел к возникновению «черного» рынка подключений. Пора все это привести в цивилизованное русло.

Всем известно, как неохотно порой раскошеливается исполнительная власть в стране на действительно необходимые проекты. Не будем уточнять причины, но в данном случае у нее действительно не остается другого выхода, как «вложиться» в энергетику. РАО «ЕЭС России» уже обратилось к Правительству РФ с просьбой предусмотреть при планировании трехлетнего федерального бюджета средства на вложение их в развитие сетей, диспетчерских активов, гидрогенерацию. Донские энергетики также представили инвестиционную программу в администрацию области, где она сейчас и рассматривается.

Что получит в итоге страна?

Частные и бюджетные инвестиции в электроэнергетику должны снять ключевое инфраструктурное ограничение на рост ВВП. Развитие же электроэнергетической отрасли обеспечит, в свою очередь, возможность роста за счет заказов отечественной электротехнической промышленности и энергомашиностроению. Не говоря уже о проектировании, потерянному, казалось, навсегда. В РАО «ЕЭС России» считают принципиальным пользоваться отечественным оборудованием и технологиями. И это, несмотря на то, что Siemens настойчиво стучится в компанию с заманчивыми предложениями.

Стройки и новые генерирующие мощности приведут к созданию огромного количества рабочих мест в реальном секторе экономики. Чего только будет стоить один «китайский проект», согласно которому «великий сосед» готов покупать у нас не содержимое недр, а продукт высоких технологий — электричество — до 80 миллиардов киловатт-часов в год. А это, как минимум, две нынешние энергосистемы Дальнего Востока.

Наконец, реальные рабочие места в энергоотрасли потребуют высококвалифицированных кадров, в подготовке которых РАО «ЕЭС России» готово принять участие.

Поэтому нельзя не согласиться с председателем правления РАО «ЕЭС России» в том, что разработанная в компании и представленная Правительству РФ инвестиционная программа развития энергоотрасли является тем локомотивом, который потянет за собой всю российскую экономику. Свое слово о ней высокое собрание российских министров скажет восьмого июня.

Яндекс.Метрика