Юристом можешь ты не стать, но право изучать обязан

Россия – страна, где нет не только устоявшегося правового сознания; поэтому трудно переоценить роль образования в становлении правовой культуры у подрастающих граждан. Но если в школе говорят о законопослушании, а за ее дверями жизнь полна иными примерами, то как поступать учителю, дабы не дать утвердиться в сознании юных граждан правовому нигилизму? Да создать хотя бы в школе такой уклад жизни, чтобы элементы правовой культуры стали его неотъемлемой частью и впитывались бы ежедневно и ежечасно. Об этом говорили донские педагоги, собравшись в Каменске на третью конференцию, задачами которой стали анализ опыта и разработка стратегий формирования правовой культуры личности в Ростовской области.

В сфере правового образования донские учителя – “впереди России всей”. На Дону уже три года действует областная целевая программа “Правовое образование в школе”. Подобная только разрабатывается для всей Российской Федерации, а в Ростовской области и стандарт правового образования принят. Пилотными площадками для внедрения программы стали 45 общеобразовательных учреждений. Особенно отрадно, что в этот экспериментальный инновационный проект вовлечены школы 11 сельских районов.

Однако бить в литавры по поводу всеобщего правового просвещения рано. “Интересно бы выяснить, – считает начальник отдела общего образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области С. Г .Махненко. – что остается в головах у школьников через, скажем, год после прохождения правового курса? Примерно 20 процентов школьников нынче пользуются Интернетом. А есть ли сайты по праву, способные увлечь учеников? Ориентируется ли сам учитель-предметник в вопросах права?

Вопрос о “сеятелях разумного, доброго, вечного” встал на конференции, что называется, во весь рост в докладе С. Ф. Хлебуновой, декана факультета учебных заведений и руководящих кадров РО ИПК И ПРО. Результаты исследований, проведенных среди учителей, вовсе не вдохновляют: 44,4 процента из них заявили о готовности сменить профессию. Лишь треть учителей рассматривают повышение квалификации как внутреннюю потребность, около 70 процентов из них нацелена на получение поурочных методических разработок, гарантирующих определенный положительный результат (то есть они не нацелены работать с каждой личностью, но – с массой).

Но, к счастью, есть и иные примеры. С некоторыми из них познакомила собравшихся на конференции начальник управления образования Каменска О. Б. Евтеева. Так, с 1997 года в городе(он не случайно уже в третий раз выбирается площадкой для проведения конференции по правовому образованию) последовательно идет поддерживаемое родителями правовое образование школьников. И вот каких результатов добились кропотливо и последовательно работающие педагоги: ученики стали лучше знать свои права и обязанности; многие теперь имеют представление, как оформлять документы; школьники научились соотносить свои поступки с знаниями законов. Наконец, многие пришли к такому прекрасному выводу – большинство конфликтов лучше решать мирным путем.

Согласно исследованиям Российского фонда правовых реформ по реализации на практике правовых знаний каменские школьники занимают одно из первых мест в России.

Автору этих строк довелось участвовать в работе секции, которая обсуждала проблемы межведомственного взаимодействия в формировании правовой культуры личности. И тут на всех произвело большое впечатление выступление заместителя директора юридической гимназии из Волгодонска Андрея Сухенко, рассказавшего о юридической практике своих подопечных в органах ОВД и службе судебных приставов. Представьте себе, какое воздействие может оказать на не самых законопослушных учеников участие в приеме граждан вместе с инспекторами! А разнесение повесток?! Ведь чем обычно на так называемой трудовой практике занимаются школьники? Если предложить грамотному юристу проанализировать эти занятия, то получится сплошное нарушение прав ребенка и ничего больше! А когда ученик, пусть и не из профильного общеобразовательного учреждения, занимается практическим применением своих правовых знаний, и не в “школьной парламентской республике”, а в самой реальной жизни, запомнит он такое на всю оставшуюся жизнь.

О многом еще говорилось на конференции: о героях “Бригады” (сериала, преподносящим в романтическом свете уголовный мир) на обложках тетрадей – как с этим бороться; о том, что правовое и нравственное воспитание должно идти бок о бок, чтобы не получалось по известной российской присказке:”Как тебя судить – по закону или по совести?”; о правовой грамотности самих учителей – как ее повысить; о необходимости создания правовых компьютерных игр и правового Интернет-портала для школьников. Впрочем, информацию о правовых ресурсах “всемирной паутины” присутствующие на конференции получили исчерпывающую – их в своем докладе представила участникам конференции В.И. Гончарова, доцент кафедры экономики и управления образованием РО ИПК И ПРО.

Во время самой конференции приставала к ее участникам со своими расспросами некая группа молодых людей. В итоге их деятельность вылилась в тут же смонтированный и показанный всем фильм, в финале которого наши юные современники с юношеским максимализмом утверждали, что старшее поколение мало имело возможностей в силу известных всем причин изучать право, потому является оно правово малограмотным. А вот им, молодым, попросту повезло: и теперь они вступят во взрослую жизнь, вооруженные правовыми знаниями до зубов. Как в это хотелось бы верить!


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.